На съемках фильма "Метро": Вода, кругом вода

27.05.2011

6 мая 2011 года начался съемочный период фильма-катастрофы «Метро» по одноименному роману Дмитрия Сафонова. Корреспондент портала ПрофиСинема.ру посетил съемочную площадку картины буквально через неделю с начала съемок.

Посетителям 4-го павильона студии Горького впору почувствовать себя узниками подземелья: освещенность практически нулевая, но ощущается сырость и в то же время духота. Почти вся съемочная группа обута в высокие резиновые сапоги, слышно хлюпанье воды, а в центре павильона расположены массивные декорации, имитирующие бункер метрополитена, -  именно здесь сейчас снимаются финальные сцены фильма.

профисинема2.JPG


По сюжету  в одном из тоннелей метро между станциями возникает трещина, и это приводит к тому, что вода из Москва-реки прорывается в метрополитен, грозя гибелью сотне пассажиров поезда. Для реализации проекта будет потрачено 9 млн. долларов (сюда входят средства кинокомпании «ПРОФИТ», ее партнеров и Фонда кино), что сегодня является внушительной суммой для российского кино. При этом генеральный продюсер фильма Игорь Толстунов уверен в целесообразности вкладывания таких средств в отдельно взятую картину: «Я считаю, что этот проект обладает значительным коммерческим потенциалом, потому что это жанровая картина – фильм-катастрофа, при этом все базируется на человеческой истории. Сцепленные воедино, эти два элемента делают картину интересной».

профисинема3.JPG


Съемочный период продлится до осени, при этом решено было начать со съемок самых сложных с постановочной точки зрения элементов. Так, уже несколько дней подряд снимается сцена, в которой героиня Екатерины Шпицы, являющаяся по сюжету астматиком, роняет в воду ингалятор как раз во время приступа болезни. Остальные выжившие в катастрофе герои пытаются помочь ей и достать его, но уровень воды повышается, и сделать это все проблематичнее… «Кто есть кто обычно выясняется не в хорошие времена, а в плохие: война, пожар, землетрясение. Один становится из хорошего плохим, а плохой – хорошим, или наоборот, плохой подтверждает, что он плохой, – рассказывает о драматургической составляющей оператор Сергей Астахов, для которого важны не только моменты, связанные с изобразительным рядом, но и наполненность ленты смыслом. –  Мы снимаем в очень сильном и сложном жанре. Нам необходимо раскрыть глубину человеческих отношений на фоне катастрофы.

профисинема4.JPG


Режиссер картины Антон Мегердичев не в первый раз работает с масштабным материалом («Бой с тенью 2: Реванш», «Темный мир»). «В этом проекте меня привлекла одновременно и зрелищность, и достаточно глубокая проработка психологической истории. Для меня это совмещение двух параллельных историй: техногенной катастрофы и катастрофы человеческих отношений. Причем эта катастрофа во всем: в отдельном взятом городе и в отдельно взятой семье. Когда ты это совмещаешь, в этом есть объем, интересно одно показать через другое, общее через частное. Это серьезный шанс сделать неглупое и зрелищное кино», - сказал режиссер.

профисинема5.JPG


В перерывах между дублями по павильону ходят артисты и их дублеры, и из-за тусклого освещения не всегда можно определить, кто есть кто, отчего рождается чувство сюрреалистичности происходящего. Кажется вообще удивительным, как удается снимать кино практически в полной темноте. Оператор-постановщик Сергей Астахов раскрывает некоторые секреты создания изображения: «У нас очень хорошая немецкая камера под названием Aleksa, она весьма продвинутая в плане технологии. Она близка по типу к RED, но в некоторых смыслах превосходит его (например, в проработке цветов), а это важно, поскольку мы снимаем фильм, действие которого процентов на 70 происходит в полной темноте, в условиях низкой освещенности. Для этого необходимо контролировать материал на площадке, так что я принципиально не стал снимать на кинопленку». Что же касается общего эстетического решения фильма, то никаких формальных приемов использовано не будет, главное – это достоверность: «Моя главная цель – добиться убедительности в изображении. Поэтому любой формальный ход, связанный с картинкой, только бы разрушал это доверие у зрителя. В данном случае выбрана максимально достоверная картинка, которая позволяет добиться узнаваемости истории (например, в бытовых сценах, когда персонажи едут в вагоне метро). Самой большой похвалой картине в плане изображения будет, если зрители смогут поверить в достоверность происходящего».

профисинема6.JPG


Художник-постановщик Павел Новиков, который также отвечает за изобразительное решение фильма, рассказывает о самом сложном участке своей работы: «Этот проект, в своем роде, уникальный, потому что съемки с водой в таком масштабе впервые делаются в нашем кино. Мы строим большие и сложные декорации, они представляют собой достаточно тяжелые и мощные конструкции для того, чтобы выдержать давление воды. Также у нас будет построен 117метровый тоннель, он будет затапливаться на одну треть, довольно сложная конструкция, еще никем не выполняемая». Еще одна особенность проекта «Метро» состоит в том, что для реализации задуманного необходимы макеты, потому что применять компьютерную графику в данном случае весьма проблематично: воду очень трудно рисовать и масштабировать. «На многих картинах подобного жанра, например, на «Обитаемом острове», у меня всегда было желание поработать с макетами, и на этом проекте это удастся. – говорит Павел Новиков. – В частности, у нас будет макет тоннеля с вагоном метро масштабом 1 : 3. Это нужно для сцен, где мы используем очень много воды, чего мы не сможем сделать в натуральных размерах, ведь тонны воды – это неуправляемая масса». В макетах же это допустимо и возможно, при этом не страдает и убедительность изображения.

профисинема7.JPG


Релиз ленты намечен на конец 2012 года, однако первая презентация состоится уже скоро – на ближайшем кинорынке, который пройдет с 4 по 11 июня в Сочи в рамках фестиваля «Кинотавр». По словам Игоря Толстунова, это обусловлено тем, что «о таких больших проектах рынку должно быть известно заранее». При этом, как отмечает Игорь Александрович, говоря об особенностях продвижения: «Мы будем акцентировать внимание на некой совокупности привлекательных моментов для зрителя. Во-первых, это действительно очень напряженная, занимательная, интригующая история: люди заходят в метро и оказываются в абсолютно экстремальной ситуации, и стоит вопрос об их физическом выживании. Во-вторых, есть еще одна, не менее важная тема – это то, что речь идет еще и о выживании любви героев». И действительно, если судить об атмосфере на съемочной площадке картины, нет ничего удивительного в том, что зритель будет заинтригован показанной ему на экране историей. При условии, конечно, что в 2012 году нас не ждет никаких настоящих катаклизмов…

профисинема8.JPG

 Автор: Фаина Фардо



Источник: «Proficinema.ru»