Жюри поверило глазам

10.06.2014

На прошедшем в Сочи 25-м Открытом российском кинофестивале (ОРФК) "Кинотавр" главный приз достался картине Александра Котта "Испытание" — типичному образцу поэтического реализма, приобретающему дополнительную глубину благодаря модным апокалиптическим мотивам, связанным с первым испытанием водородной бомбы в Семипалатинске в 1949 году. Решение жюри основного конкурса под руководством Андрея Звягинцева не удивило ЛИДИЮ МАСЛОВУ.

Перед премьерой "Испытания" в буфете сочинского Зимнего театра курсировали не самого высокого пошиба шутки, связанные с названием фильма, имевшие все-таки некоторые основания: картина будет трудна для восприятия зрителю, не привыкшему волевым решением концентрировать внимание на статичных зарисовках и к тому же не приученному к кинематографу, принципиально сделанному без диалогов. Все это не отменяет определенной художественной ценности "Испытания", которому также достался приз за лучшую операторскую работу Левана Капанадзе и приз Гильдии киноведов и критиков. А если бы на ОРКФ существовал приз для режиссера монтажа, то и он был бы в данном случае вполне заслужен Каролиной Мачиевской, поскольку, как справедливо заметил Александр Котт, такого рода кино рождается не в процессе съемок, а на монтажном столе. А на нем разложены кадры один другого живописнее, иллюстрирующие, сколько зрелищных вещей можно показать на фоне заката в казахской степи: солнце самым романтическим образом просвечивает через распущенные волосы 14-летней героини (Елена Ан), а если вырастить на фоне заходящего солнца камыш, то ожидание финального ядерного взрыва, нарисованного на компьютере, приобретет дополнительный драматизм. Однако даже при отсутствии личной симпатии к такого рода киностихотворениям трудно не порадоваться тому факту, что небездарный режиссер в расцвете сил, каким является Александр Котт, получает от продюсера Игоря Толстунова в подарок редкую возможность не снимать бесконечные "Брестские крепости", а заниматься тем, что интересно очень узкому синефильскому кругу.


Источник: «Коммерсантъ»