Метро

Год выхода: 2013
Жанр: Фильм-катастрофа
Режиссер-постановщик: Антон Мегердичев

Оператор-постановщик: Сергей Астахов
Авторы сценария: Денис Курышев, Виктория Евсеева (по роману Дмитрия Сафонова «Метро»)
Художник-постановщик: Павел Новиков
Композитор: Юрий Потеенко
Продюсер:
Сергей Козлов
Генеральный продюсер: Игорь Толстунов

В ролях: Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Анфиса Вистингаузен, Катерина Шпица, Алексей Бардуков, Елена Панова, Станислав Дужников, Кирилл Плетнев, Иван Макаревич

Аннотация

Широко развернувшееся в центре Москвы строительство новых зданий приводит к тому, что в одном из тоннелей метро между двумя станциями возникает трещина. Никто себе и представить не мог, что в результате нарушения герметичности перекрытия в тоннель хлынет вода из Москва-реки, и сотни пассажиров поезда окажутся во власти надвигающегося потопа. Бешенный поток воды грозит не только обрушением тоннелей метро, но и разрушением всего города.

Среди попавших в беду людей – врач городской больницы Андрей Гарин и его дочь Ксюша. Гарин сражается с катастрофой, пытаясь спасти оставшихся в живых пассажиров, в том числе и …любовника своей жены. Гарину придется побороть обиду, гнев и страх. Он должен выжить, чтобы вернуть свою любовь, семью… свою прежнюю счастливую жизнь.

Награды:

2013: ХХ1 Всероссийском фестивале "Виват, кино России!" (Санкт-Петербург, Россия) – Гран-при; Лучшая операторская работа
2014: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств "НИКА" (Москва, Россия) - Лучшая операторская работа

Номинации:

2013: Кинофестиваль "Мужская роль", (Пенза, Россия) – Лучшая мужская роль (Сергей Пускепалис)
2013: Национальная премия кинематографических искусств и наук "Золотой орел" (Москва, Россия) – Лучшая работа художника-постановщика; Лучшая мужская роль
2014: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств "НИКА" (Москва, Россия) – Лучший фильм; Лучшая работа звукорежиссера

Участие в фестивалях:

2013: Faversham Film Festival (Фаверсхам, Англия)
2013: 24 Film Festival Cottbus (Коттбус, Германия)
2013: «Спутник над Польшей» (Варшава, Польша)

О начале съемок

6 мая 2011 года «Продюсерская фирма Игоря Толстунова» приступила к съемкам фильма-катастрофы «Метро» (по роману Дмитрия Сафонова «Метро»). Режиссером картины выступает Антон Мегердичев («Бой с тенью 2: Реванш», «Темный мир»), оператором-постановщиком стал Сергей Астахов («Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей»). Главные роли исполняют Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Светлана Ходченкова, Катерина Шпица, Алексей Бардуков, Елена Панова.

«Бюджет фильма составляет $9 млн., что по сегодняшним меркам для российского кино – внушительная сумма. Финансирование картины будет осуществляться частично из средств Фонда государственной поддержки отечественной кинематографии», - говорит генеральный продюсер «ПРОФИТ» Игорь Толстунов.

Для съемок были построены масштабные декорации: тоннель метрополитена высотой и шириной в натуральную величину и протяженностью в 117 метров, макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3. Кроме того, для одной из декораций в специальном съемочном бассейне был возведен подземный бункер. В картине предполагается также и множество сложных трюковых сцен.

Подготовка к съемкам длилась почти год – создатели изучали тонкости работы систем метрополитена, разрабатывали авторские технологии съемок, уникальные декорации, искали нестандартную спецтехнику и локации. Каков будет итог этого эксперимента, зрители смогут оценить в 2012 году.

О съемках в Самаре

С 9 по 25 октября в Самаре проходили съемки фильма-катастрофы «Метро». Почти две недели самарский метрополитен играл роль московского. Съемки велись на строящейся станции «Алабинской», действующей «Московской» и в депо.

Помимо режиссера, операторов, художников, каскадерской группы город на Волге посетили актеры – исполнители главных ролей картины – Сергей Пускепалис, Анатолий Белый, Алексей Бардуков, Катерина Шпица, Елена Панова, Анфиса Вистингаузен, а также, Сергей Сосновский, Александр Наумов, Иван Макаревич и другие.

Работать на станциях действующего самарского метрополитена было очень сложно, ведь метро – это объект повышенной опасности. А когда на платформе собираются до пятисот человек массовки, около ста человек съемочной группы, работает специальное оборудование, а поезда при этом продолжают ходить по своему обычному графику – опасность многократно увеличивается. Поэтому на съемочной площадке дежурили представители метрополитена, которые контролировали четкое соблюдение всех мер безопасности. «С одной стороны, работники самарского метро выполняли свою работу по обеспечению безопасности пассажиров и всех находящихся в данный момент на платформе. С другой – понимали наши потребности и нужды, и не мешали нам работать. Ведь у съемочной группы есть четкое видение происходящих на станции событий – все должно быть точь-в-точь, как на действующей станции московского метро в утренний час пик. Для нашей работы такое взаимопонимание и взаимодействие очень важно», - говорит второй режиссер Всеволод Сагатовский.

Кроме этого самарский метрополитен выделил съемочной группе специальный поезд, предназначенный именно для съемок картины. Он работал на станции поздно ночью, когда все другие поезда метро ходить уже перестали, забирал и высаживал пассажиров-актеров. В фильме этому составу предназначено сыграть 2 роли: поезда 17-го маршрута, который спасся от катастрофы, с трудом вернувшись обратно на станцию, и поезда 42-го маршрута, который и столкнулся с мощным потоком воды.

«Поезда самарского метро практически ничем не отличаются от московских составов, за исключением некоторых мелких деталей, которые не заметны обывателю, – говорит художник-постановщик картины Павел Новиков. - То же самое касается поезда, который нам выделил метрополитен Самары специально для съемок, и тех вагонов, которые мы использовали для съемок в Москве. Они практически одинаковые. Есть небольшое различие в цвете, но это легко корректируется на постпродакшне с помощью компьютерной графики».

Создателям фильма-катастрофы «МЕТРО» было необходимо отобрать около 800 самарцев для участия в массовых и групповых сценах. Всего на кастинг записалось около 3000 человек. Жители Самары были очень активными – каждый день сотрудники кастинг-дирекции принимали по нескольку десятков (а иногда и сотен) заявок. Помимо претендентов на участие в массовке и групповке, было отсмотрено около 50 актеров местных театров для исполнения эпизодических ролей, из которых режиссер должен был выбрать всего 14 человек. Вот некоторые из них: Алексей Елхимов («СамАРТ»), Игорь Рудаков («СамАРТ»), Елена Туринская («СамАРТ»), Юрий Земляков («СамАРТ»), Андрей Матякин («Крылья»), Любовь Долгих («СамАРТ») и другие. Все они играют пассажиров метро, едущих поездом 17 маршрута, которому удается избежать катастрофы, вернуться на станцию и высадить людей.

Фильм-катастрофа «Метро» – крупный для России кинопроект, это первая картина в подобном жанре за последние 25 лет. Для съемок «Метро» в Москве были построены уникальные декорации: тоннель метрополитена в натуральную величину протяженностью в 117 метров, куда поместили настоящие аварийные вагоны метро, также были созданы макеты тоннеля и вагонов поезда масштабом 1:3. Кроме того, в специальном съемочном бассейне был возведен подземный бункер. «Все декорации герметичны и рассчитаны на работу с большим объемом воды. Ранее с таким количеством водной массы в нашем кино никто никогда не сталкивался, насколько я знаю, - говорит художник-постановщик картины Павел Новиков. - Кроме этого мы используем макетные съемки, которые успешно применяются в мировой киноиндустрии, и несколько забыты отечественным кинематографом. Для нашего фильма это необходимо, потому что только на макетах можно снять тоннель, практически полностью заполненный водой. Для нас это шанс возобновить эти технологии в российском кинопроизводстве». Над картиной работают также оператор-постановщик Сергей Астахов, опыт и профессионализм которого известен широкому кругу любителей и создателей кино, и режиссер-постановщик Антон Мегердичев, снявший «Бой с тенью 2: Реванш» и первый российский 3D проект «Темный мир в 3D», собравшие немалую кассу в российском прокате.

Создатели фильма о съемках в Самаре.

Антон Мегердичев, режиссер-постановщик
«Мои впечатления от Самары? Города я пока не видел, не было возможности выбраться в центр. Мы живем на окраине, в пансионате. Мне очень нравится это место. В свой первый выходной, спустя неделю работы в городе, я остался здесь, чтобы отдохнуть. Не хочу никуда уезжать отсюда.

В Самаре, так же, как и в столице сложно с автомобильным движением. Миф о том, что пробки существуют только в Москве, развеян в моем сознании окончательно. Чтобы добраться от нашего пансионата до съемочной площадки, мы тратим на дорогу до 2 часов из-за пробок, хотя при свободном движении это заняло бы 15-20 минут.

Причем, если в Москве можно в любой момент прыгнуть в метро, оставив машину, и добраться практически в любую точку города, то в Самаре так не получится. Здесь метро, как я понял, в центр не ведет, существует одна линия и совсем небольшая».

Работать в этом городе тоже оказалось непросто – мы начали снимать на строящейся станции «Алабинская». Здесь очень много бетонной пыли. И от безвылазного нахождения на станции в течение смены (а смена длится 12-14 часов) закладывало нос, и слезились глаза. Многие члены съемочной группы работали в масках. Я очень благодарен группе и всем актерам, за то, что все это стойко вынесли, никто не жаловался. Мы сняли все, что планировали.

Сергей Пускепалис, актер (Гарин)
«Самара – город для меня не чужой. Около десяти лет назад я сотрудничал с местным театром «Понедельник», ставил спектакли. Поэтому мне было приятно вновь оказаться здесь, встретиться с людьми, с которыми я когда-то работал.

Не могу сказать, что съемки в Самаре были для меня более тяжелыми, чем в Москве. Картина «Метро» в целом – достаточно трудоемкий, сложный проект. Вряд ли можно чувствовать себя комфортно, когда на тебе гидрокостюм, сковывающий движения, ты постоянно в воде и в грязи. И не важно, находишься ты в Самаре на строящейся «Алабинской» или в Москве в полузатопленном тоннеле метрополитена.

Другое дело, что все эти трудности сплотили актеров и съемочную бригаду, мы стали хорошей командой. Мы стараемся подбадривать друг друга, шутить. Если бы я работал в окружении каких-то других людей, даже не знаю, сложилась бы у нас такая благоприятная рабочая атмосфера. И даже не смотря на дикую усталость, сложные сцены, длинные смены нам удается пока выполнять все поставленные задачи».

Алексей Бардуков, актер (Денис)
Когда работали на строящейся станции, я закрывал лицо марлевой повязкой – было тяжело дышать из-за бетонной пыли. Снимал ее только на время дублей. На станции было холодно, но для нас, актеров, был спасением бассейн, который возвели для съемок на недостроенных путях и заполнили водой. Вода в нем подогревалась до 30 градусов, и, несмотря на то, что она была грязной, мы с удовольствием в ней барахтались в перерывах между дублями. Это было самое теплое место. Даже в московских декорациях, где мне тоже приходилось сниматься в воде, она не была такой теплой, хотя ее тоже грели.

На действующей станции самарского метро меня, в первую очередь, удивил запах. Совсем не такой, как в московском.

Первый раз я побывал в Самаре лет пять назад, с гастролями театра «Сатирикон». В этом году, со съемками «Метро», приехал второй раз. По городу не гулял: к сожалению, было некогда. Но пока добирались до места съемок, разочаровало состояние дорог и наличие пробок. А в свой выходной решил побродить рядом с загородным пансионатом, где жил. Это было прекрасно – чистейший воздух, широкая волга и очень красивая осень.

За дополнительной информацией, фотографиями и комментариями обращайтесь, пожалуйста, в пресс-службу кинокомпании «ПРОФИТ».


001.jpg
002.jpg
003.jpg
004.jpg
005.jpg
006.JPG
007.JPG
008.JPG
009.JPG
010.JPG
011.JPG
012.JPG
013.JPG
015.JPG
016.JPG
017.JPG
018.JPG
019.JPG
samara_1.jpg
samara_3.jpg