Путешествие с домашними животными

Жанр: драма
Режиссер-постановщик: Вера Сторожева

Автор сценария: Аркадий Красильщиков
Оператор: Олег Лукичев
Художник: Игорь Коцарев
Композитор: Илья Шипилов
Исполнительный продюсер: Оксана Костюченко
Генеральные продюсеры: Сабина Еремеева, Игорь Толстунов

В ролях: Ксения Кутепова, Дмитрий Дюжев

Аннотация

Наталья (Ксения Кутепова) живет на полустанке возле железнодорожных путей. Каждый день она доит корову, а «хозяин» продает молоко пассажирам проходящих составов. «Хозяин» – это муж. Он забрал Наталью из детского дома, когда той было 16 лет, и с тех пор ее жизнь была «законсервирована» в пределах дома, хлева и поездов, идущих мимо их окон без занавесок в какой-то другой мир. Она не любит мужа, но и не представляет себе другой жизни, пока однажды «хозяин» не умирает - сердце. Сначала у забитой, плохо соображающей женщины возникает мысль закопать «хозяина» прямо под насыпью у рельсов, словно какую-то собаку. Но вот мы видим, как Наталья стоит у обочины трассы и ждет, пока какая-нибудь из проезжающих мимо машин поможет отвезти ей тело мужа «в больницу, что ли». Наконец останавливается грузовик, и весельчак-шофер Серега (Дмитрий Дюжев) забирает растерянную женщину и тело ее «хозяина»: «Ему не в больницу надо, а в морг».

Теперь, когда Наталья отвезла тело мужа в морг, отстояла отпевание в церкви, сожгла вещи, письма, фотографии из прошлой жизни, она учится жить одной, пытается понять, кто же она и что ей нужно, чтобы быть счастливой. В ее доме заиграла музыка, у нее появились пес Кощей, коза Берта (вместо проданной коровы), цветной телевизор и – шофер Серега. Которому она прямо говорит: «Мне мужик навсегда не нужен. Я ребенка хочу». Она постоянно прогоняет его, но тот все время возвращается – и грузовик у дома рядом с железнодорожными путями становится обычным явлением.

Но не эта жизнь нужна Наталье. Ее душа понемногу пробуждается, начинает осознавать себя и свои поступки. Героиня бежит к сельскому священнику, чтобы признаться – «Я не любила мужа!» - «Но не убила?» - «Нет» - «А все грех. Жить надо по любви – и с любовью»...

И Наталья идет навстречу любви – но не любви к мужчине, к новому «хозяину». Семейная жизнь и работа по хозяйству, которую обещает ей Серега, для Натальи – повторение прежней ситуации с мужем, только на новом витке. И интуитивно она выбирает не мужчину, а свое «Я», личность, которой предстоит еще самореализоваться во всей своей полноте. Но это не значит, что Наталье не нужна любовь – нужна, но другая. И за той самой, настоящей любовью, которая изменит ее жизнь, придаст ей смысл, она отправляется в путешествие вместе со своими домашними животными.

Награды:

2007: ХХIХ Московский Международный кинофестиваль – главный приз

Номинации:

2008: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» – «Лучший фильм»; «Лучшая женская роль» (Ксения Кутепова); «Лучшая работа оператора»; «Лучший звук»
2008: Национальная премия кинематографических искусств и наук «Золотой орел» – «Лучший фильм»; «Лучший сценарий»; «Лучшая женская роль» (Ксения Кутепова); «Лучшая мужская роль второго плана» (Дмитрий Дюжев); «Лучшая работа звукорежиссера»; «Лучшая работа оператора».

Подробно...

Любовь или свобода?

Вера Сторожева: «Перед тем, как ставить эту картину, я спорила с автором сценария Аркадием Красильщиковым, – о чем же все-таки фильм, о любви или о свободе? Аркадий настаивал, что фильм в первую очередь - об обретении человеком свободы, не о любви в бытовом смысле этого слова. Обретение свободы и поиск своего места в этом мире – вот основная идея этого фильма».

Сабина Еремеева: «Для меня главная тема «Путешествия» - это чувственный портрет пробуждения женщины. А что может быть еще более волнительно и актуально?».

Ксения Кутепова: «Меня эта история заинтриговала в первую очередь как актрису: ведь весь свой путь Наталья проходит с минимумом слов, почти не проявляя своих эмоций, которые в это самое время меняют ее, делают совершенно новым человеком. Признаюсь честно, работать было сложно».

Игорь Толстунов: «После того, как я прочел сценарий, мне показалось, что мы имеем дело с очень глубокой и непростой историей, но при этом ясной и внятной. Я понял, что из этого можно сделать небанальное кино. Драматургическое действие здесь скорее скрытое, оно больше выражается в движениях души, чем во внешних движениях сюжета».

Олег Лукичев: «Режиссеры сегодня «прячутся» за репликами своих героев, за текстом в сценарии. Но кино невозможно «рассказать». И в этом смысле «Путешествие с домашними животными» - это возвращение к истокам немого кино, когда взгляд героини может рассказать больше, чем ее долгий монолог».

Аркадий Красильщиков: «Притча? Конечно, но в фильме Сторожевой есть и поэзия, и музыка, и живопись. И все в гармонии, а это такая редкость. В последнее время стало забываться, что кино - искусство синтетическое не только в «механическом» смысле. Как мне кажется, фильм у Веры получился не модным, но современным по киноязыку. «Путешествие» - мой 24 -ый большой фильм за почти 40 лет работы в кино. Были и неплохие работы, но, скажу честно, ни одна не принесла автору столько радости, сколько фильм Веры Сторожевой».

Интриговать без слов

Актрисе Ксении Кутеповой выпала нелегкая задача – вместе с режиссером рассказать совершенно внутреннюю историю о женщине, всю жизнь прожившую в аутентичном состоянии, которая начинает открывать мир, пробует его на вкус и на запах - пока, наконец, не находит свое место в нем.

«Поначалу работать было очень сложно, - говорит актриса. – Сначала пугало огромное количество незнакомых мне людей на площадке… И потом, мне все время казалось, что Вера Михайловна (Сторожева) мной почему-то недовольна, что я должна больше стараться. А играть деревенскую женщину трудно не было – знаете, доить корову получилось бы у каждого».

Рассказывает Вера Сторожева: «У Ксении небольшой опыт работы в кино, и мы с ней вместе «проживали» эту роль. Она очень хорошо «велась», она «чувствует» режиссера. Ксения – необыкновенная актриса, это школа Петра Фоменко – только актеры этой школы умеют проживать роль почти без слов».

Ее партнер по фильму Дмитрий Дюжев так отозвался о работе Ксении: «Самое интересное, за чем мы следим в фильме «Путешествие с домашними животными»– это как Наталья из бессловесного существа превращается в полноценную личность, за которой просто неотрывно наблюдаешь. Если сравнить образ Натальи в начале и конце фильма, то разница просто ошеломляющая».

Дмитрий Дюжев в фильме исполняет роль веселого, простодушного Сереги, который живет во «внешнем мире» за пределами полустанка, но тянется к странноватой, задумчивой, непредсказуемой Наталье, пытается ее понять, «спустить на землю» и – в итоге – хочет дать ей семью, снова купить корову, определить «по хозяйству».

Рассказывая о своих впечатлениях, о работе с Дюжевым, Вера Сторожева вспоминает: «Дима любит роль, постоянно работает над ней, предлагает свои решения. С ним приятно работать и потому, что он профессионал. Для него нет ни плохого настроения, ни «звездности» - к съемкам он всегда относится очень ответственно».

Как происходит «превращение»

В «превращении» Натальи в нового, цельного человека особую роль играли музыка, цвета, одежда героини. «Мы все продумывали вместе с художником по костюмам Мариной Ананьевой: рисовали эскизы, отбирали гамму, партитуру цветов, - рассказывает режиссер, для которой это уже четвертая работа с Мариной Ананьевой, на счету которой – фильмы «Марс», «Зависть богов», «Музыка для декабря». - Если в начале фильма Наталья укутана в серый шерстяной платок, не снимает фуфайки, то к его завершению, вместе с тем, как краски жизни появляются в ее жизни, так же цвета присутствуют в ее одежде – лазурный, розовый, золотой»…

Музыку к картине написал молодой композитор Илья Шипилов, который так рассказывает о своей работе: «После просмотра рабочей версии фильма стал ясен стиль и характер музыки. Паровозный гудок, стук колес, появление главной героини, ее лицо... Все это, как символы, легло в основу музыкальной темы. Постепенно, нота за нотой она собралась в единое целое. Музыка минималистична. Настроение, внутреннее состояние героини переданы интонациями, созвучиями. Вся ее жизнь - это бесконечное однообразие. Движение поезда задает некоторую мерность, неизменность, безысходность. Музыка ловит это настроение, но живет отдельной жизнью, неуловимо меняясь в течение фильма, вместе с настроением и чувствами главной героини. Музыки было написано много, работа продолжалась несколько месяцев. Все это время мы постоянно встречались с режиссером Верой Сторожевой, слушали, обсуждали, выбирали и экспериментировали. В результате остановились на одной, главной теме. Лишь в конце фильма звучит музыка, отличающаяся от главной темы. Это фортепианная элегия. Светлая, трогательная, немного печальная. Она раскрывает женственность, нежность героини и дает надежду на счастливый финал...»

Оператор-постановщик картины – Олег Лукичев («Последний поезд», «Марс»), для которого, по словам Веры Сторожевой, «не существуют слова нет или нельзя. Он очень чуткий к задачам, творческий человек. Прекрасный оператор, единомышленник». На вопрос о том, что же ему показалось на этом проекте самым сложным, Олег Лукичев отвечает: «Изначально мы затеяли авантюру: время действия фильма – ранняя весна, а это значит – всего 2 недели, за которые мы должны были успеть поработать в 4-5 городах! Поэтому приходилось выворачиваться из разных щекотливых ситуаций. Так, вообразите себе наше потрясение, когда в одно прекрасное утро мы приходим на площадку - полустанок - и видим, что все запорошено снегом! Мы взяли волю в кулак и пригнали 5 пожарных машин – размывать снег. А в обед появилось солнце – так что к вечеру мы накидывали снег обратно… И такое повторялось несколько раз. Хотя во второй раз было уже не так страшно! Правда, еще одно потрясение мы пережили, когда приехали на площадку и увидели, как горит лес. Поначалу гадали – перекинется ли пламя на наш дом? Потом, когда все потушили, в кадр все равно попадала земля, черная от пожара, которую пришлось засыпать снегом »

Мир главной героини ограничен домиком у железнодорожных путей и сараем, откуда добираться до ближайшего города приходится «на перекладных». «Есть этот ограниченный мир и мир внешний, куда Наталья начинает несмело совершать вылазки, - рассказывает Ксения Кутепова. – Она покупает там новую, красивую одежду, привозит оттуда большой цветной телевизор, который ставит посреди комнаты. Она постепенно знакомится с ним, пока, наконец, не решается совершить самое настоящее путешествие – на небольшой лодочке отправиться в детский дом, где выросла… » Съемки проходили сразу в нескольких маленьких городах России - Боровске, Бологом, Селижарове, Вышнем Волочке. Так создавался образ небольшого городка средней полосы России. А «маленький мир» Натальи - дом с хлевом у железнодорожных путей – нашли и достроили близ Осташкова, на озере Селигер. «Мы хотели, чтобы все выглядело реально, но в то же время полусказочно. В итоге наши место с одной веткой железнодорожных путей и деревянными шпалами, причем такое, что снимать можно было во все четыре стороны – пейзаж позволял. Как будто специально для нас все было приготовлено!» - рассказывает Олег Лукичев. Правда, ветка была рабочая, а расписания движения поездов по ней не существовало, поэтому в километре от площадки на путях приходилось ставить «смотрящих» - они предупреждали о приближении поезда.

Самые главные актеры

«Был на съемках на Селигере. И уже тогда понял, что фильм получится. Группа работала замечательно. Оператор, художник, да все, казалось, были тоже увлечены работой - и она спорилась. Ксения Кутепова - актриса просто потрясающая, Дюжев хорош, а девочка Соня - настоящий вундеркинд!» - говорит Аркадий Красильщиков.

В роли «девочки Сони» в кино дебютировала пятилетняя София Дударчик – «прирожденная актриса», по словам Веры Сторожевой. Единственное, что ей давалось с трудом – это фраза «наш папа – дурачок и гулена»,. Произносить эту фразу София стеснялась, а когда на озвучке присутствовал папа, так и вовсе плакала.

Мальчика, усыновленного Натальей из детского дома, сыграл пятилетний Борис Петров. «Мы долго искали мальчика, причем хотели именно рыженького. Давали объявления, устраивали кастинги, а нашли в итоге в городе Осташково. Он поначалу был очень робкий, зажатый, и его очень пугала мысль о том, что на съемках придется чистить картошку – он этого делать пока не умел. Пришлось маме с ним позаниматься на кухне», - рассказывает Вера Сторожева, которая до «Путешествия» не любила работать с детьми в кино. «Но в этот раз снимать детей для меня было огромным удовольствием. Помню, как однажды, после смены, которая длилась почти 18 часов, все уже падали с ног, когда София, сидя у меня на коленях, взяла микрофон и сказала «Всем спасибо. Смена окончена». А потом начала с выражением рассказывать «У Лукоморья дуб зеленый». И, несмотря на усталость и то, что завтра предстояло рано вставать, все стояли и слушали до конца…»

«Нам повезло как с актерами, так и с животными, – говорит оператор Олег Лукичев. - Собака вообще оказалась гениальной!» Филя (так звали беспородного пса, которого по сюжету «прикормила» Наталья) уже дебютировал в эпизоде фильма «Четыре таксиста и собака», и «Путешествие» стало его первой большой ролью в кино. Рассказывает режиссер: «Филя работал с первого кадра, и при этом он «чувствовал» камеру», «понимал площадку», испытывал характерную дрожь перед камерой. Один из монтажеров сказал даже: «У нас в картине один настоящий мужчина: Филя»

Правда, отношения у Фили не сложились с козой, с которой ему предстояло сниматься в довольно продолжительной сцене в лодке. «Ксения проявила настоящее мужество, когда гребла в лодке с козой, которая ее откровенно не любила, и собакой, которая с козой постоянно ругалась, - вспоминает Олег Лукичев. – Для козы это вообще была первая поездка в лодке, так что пришлось дать ей успокоительное, от которого она все время роняла голову на борт лодки. Но вы не беспокойтесь: сейчас она здоровее нас всех! Досталось и корове, которую мы взяли из соседнего совхоза и катали на дрезине с прицепом. Вначале она очень боялась, но когда поняла, что ей ничего не угрожает, успокоилась. Но можете представить себе, как смотрели на нас местные!»

Продюсеры картины – Сабина Еремеева (студия «Слон») и Игорь Толстунов (кинокомпания «Профит»). Это их первая совместная работа в полнометражном кино. На счету одной из очень немногих в России женщин-продюсеров такие картины, как «Манга», «Марс». Ее первая работа с Верой Сторожевой – фильм «Француз» (2003). Игорь Толстунов - гендиректор компании «ПРОФИТ», гендиректор «НТВ-ПРОФИТ» - в свою очередь, познакомился с режиссером «Путешествия» на фильме «Три истории» Киры Муратовой, где Сторожева была автором сценария одной из «историй». Фильмография продюсера Толстунова включает в себя такие хиты, как «Водитель для Веры», «Русский бунт», «Ворошиловский стрелок».

Наверх...