Игорь Толстунов принял участие в обсуждении проблем кадрового кризиса в киноиндустрии в рамках круглого стола «Образование в сфере кино: Новый этап».

Игорь Толстунов принял участие в обсуждении проблем кадрового кризиса в киноиндустрии в рамках круглого стола «Образование в сфере кино: Новый этап». 31.10.2013

На прошлой неделе в киностудии «Амедиа» состоялся круглый стол «Образование в сфере кино: Новый этап». Организатором мероприятия выступило новое Молодежное объединение специалистов и студентов кино, ТВ и театра (МОССКиТТ) при поддержке киностудии «Амедиа» и Ассоциации продюсеров кино и телевидения России.

В круглом столе приняли участие статс-секретарь, заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев, заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин, ректор СПбГУКиТ Александр Евменов, проректор ВГИК Виктор Зуйков, президент «Амедиа» Александр Акопов, основатель МОССКиТТ, кинопродюсер Анна Крутова, генеральный продюсер «ПРОФИТ» Игорь Толстунов, а также представители частных киношкол.

Главной темой в обсуждении стала выработка конкретных механизмов для взаимодействия между киноотраслью и начинающими кинематографистами. Из-за острого дефицита кадров в кинопроизводстве кинопродюсеры вынуждены искать новые пути коммуникаций. Для того чтобы начать решать эту проблему, в середине октября при Министерстве культуры создан индустриальный комитет по образованию в кино.

Круглый стол открыла основатель МОССКиТТ, кинопродюсер Анна Крутова: «Цель мероприятия – попытаться найти точки соприкосновения между традиционными вузами, которые готовят сильную артхаусную школу, и индустрией, нуждающейся по большей части в зрительском кино».

Образование в сфере кино: Новый этапСтатс-секретарь, заместитель Министра культуры РФ Григорий Ивлиев рассказал о новом комитете: «Сейчас важно понять, в каких профессиях особенно нуждаются продюсеры, отладить систему мониторинга в области кинообразования, и активно общаться с продюсерами, чтобы помочь им в преодолении кадрового кризиса. Этим и будет заниматься индустриальный комитет. Для этих целей мы сейчас приглашаем к сотрудничеству продюсеров».

Заместитель Министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Волин поддержал инициативу: «Я рад, что коллеги создали такой комитет. Мы, со своей стороны, как ведомство, которое в том числе занято вопросами телевидения, готовы способствовать развитию этого направления в рамках Министерства культуры. Что касается образования в отрасли, то мне импонирует формирование многоуровневой системы. Она должна строиться при участии трех обязательных сторон – государства, индустрии и ответственных студентов, заинтересованных в получении профессии. Одно государство без помощи индустрии и сознательной молодежи ничего не решит».

Образование в сфере кино: Новый этапАнна Крутова добавляет: «Очень многие молодые люди хотели бы связать свою жизнь с кинематографом. Сейчас при поддержке Ассоциации продюсеров кино и телевидения, - подчеркну, по инициативе снизу - создается МОССКиТТ. Это молодежная организация, в которую входят специалисты в области кино, телевидения и театра. В ней уже состоит 300 членов, а на рассмотрении сейчас находится более 2000 заявок. Поэтому я уверена, что перспективы у направления, о котором мы сегодня говорим, огромные».

Президент «Амедиа» и председатель правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения Александр Акопов рассказал о проблемах, волнующих отрасль: «Выпускников киношкол не хватает, в первую очередь, в количественном отношении. Мы производим в год 80 телефильмов и коротких сериалов, 80 сериалов среднего размера и 80 полнометражных фильмов. Это 240 проектов, растянутых в среднем на два года. И на каждый из этих проектов нам нужны продюсеры, редакторы, режиссеры, авторы, огромное количество технических специалистов, не говоря уже об актерах. Помимо этого, телевидение снимает ток-шоу, документальное кино, программы, обеспечивая круглосуточный эфир. Поэтому из-за нехватки кадров у нас каждый приличный автор работает на пяти проектах, и зачастую с ними нельзя нормально выстраивать отношения, так как они понимают, что ничего не теряют - у них очередь из проектов. Если, например, взять американскую индустрию, то там на одно место претендует восемь безработных. И получается совсем другой расклад. При сегодняшних объемах производства нам нужно пять – семь вузов уровня ВГИК и 200 технических учебных заведений».

«Еще одна проблема, - продолжил Александр Акопов, - в заточенности сегодняшних выпускников на авторское кино. Система подготовки на Зрителя (это слово, например, в нашей компании принято писать с большой буквы) не ориентирована. И поэтому нам приходится обращаться к опыту Лос-Анджелеса, где учат тому, что все кинопрофессии основаны на такой науке, как драматургия. Именно эта наука позволяет ответить на вопросы, которые обычно задает Зритель при просмотре фильма. Эту науку у нас, к сожалению, не преподают, хотя знают эффект Кулешова».

Генеральный продюсер компании «ПРОФИТ» Игорь Толстунов согласился с коллегой: «Важно, чтобы было больше практики, чтобы во время обучения ребята сами снимали по три – пять короткометражных работ в год. А иначе мы сталкиваемся с задачей переподготовки уже вроде бы готовых специалистов у себя на студиях и борьбой с их инфантилизмом».

Проректор ВГИК Виктор Зуйков посетовал на то, что, действуя в рамках законодательства, во ВГИК приходят 17-летние студенты, которые толком не знают, будут ли они работать по специальности. Кроме того, методики обучения согласовываются с Министерством образования и запросто ввести новые традиции не так-то легко для государственного вуза. Однако уже сейчас при ВГИК открыт платный Центр дополнительного образования, в котором обучаются 200 студентов в возрасте от 25 лет.

Образование в сфере кино: Новый этап

Представители частных киношкол (Cinemotion, «Культбюро», «Московская школа кино», «Московская школа нового кино», «Свободное кино», «Киношкола Александра Митты») делились опытом создания частного бизнеса в сфере кинообразования, которое на самом деле востребовано среди молодежи. Со своей стороны, они рекомендовали продумать систему грантов для талантливых студентов, чтобы те имели возможность совершенствоваться в профессии и дальше.

Анна Крутова резюмировала все выступления круглого стола. Она заверила, что Ассоциация продюсеров кино и телевидения всерьез занялась вопросами образования и намерена учредить грант в поддержку талантливых студентов, активно работать в индустриальном комитете при Министерстве культуры, адаптировать методологию обучения голливудской школы USC, поддерживать частные киношколы и организовывать курсы по переподготовке преподавательского состава.


Возврат к списку