Закончены съемки фильма-катастрофы «ЛЕДОКОЛ»
Памятная дата
Ровно 30 лет назад – 11 августа 1985 года – закончился второй дрейф научно-исследовательского судна «Михаил Сомов». Тогда «Сомов» оказался зажатым тяжелыми льдами у побережья Антарктиды, и в течение 133 дней пытался выбраться из ледового плена – именно эта история легла в основу сюжета картины «Ледокол». Но на экране она будет рассказана иначе, изменятся названия судов и реальные имена персонажей. В центре повествования – человек и то, как он сумеет или не сумеет им остаться в экстремальных условиях, в условиях тяжелейшего эмоционального напряжения. «Эта история драматургически очень интересна: члены экипажа оказываются в замкнутом пространстве и не знают, выживут они и вернутся ли домой», – говорит режиссер фильма Николай Хомерики. – «И их героизм в том, чтобы выдержать, не упасть духом, продолжать жить, верить и оставаться человеком в любой ситуации».
Перед съемками фильма Пётр Фёдоров, исполнивший роль капитана Петрова, встречался со своим прототипом – капитаном «Сомова» Валентином Родченко, который был удостоен звания Героя Советского Союза после окончания дрейфа. «Любому актеру очень важно иметь возможность приблизиться к профессиональному миру своего героя до того, как начнутся съемки. Особенно, когда рассказ идет о людях героических и точных профессий – здесь важно не допускать ошибок», – говорит Пётр Фёдоров. – «Мне казалось, что важно еще понять, как в ощущениях сложить само отношение к судну – ведь с одной стороны, это мощь и величие огромного корабля, а с другой, абсолютно бытовой расклад, ежедневная работа большого коллектива и, что важно, совсем не военного характера. Если посмотреть документальные материалы, со стороны может показаться, что по палубе бегают практически хипстеры, такие бородатые парнишки в синих алясках с оранжевой подкладкой, в ушанках и валенках, все это завораживает. Поэтому опять же интересно не брутализировать тему героизма, а, все-таки, рассказать про людей, со своими характерами и конфликтами. И женщин, которые их ждали».
За достоверность происходящего в кадре отвечает консультант проекта – почетный полярник, капитан «Михаила Сомова» с 1998-го по 2014-ый годы Юрий Настеко. Его участие в фильме не ограничилось ценными советами – он исполнил роль члена команды, принимающего на борт ледокола вертолет.
Как снимать Антарктику не в Антарктике
Съемки картины начались в апреле в Мурманске на атомном ледоколе «Ленин» – действующем городском музее, который закрыли для посетителей на весь подготовительный и съемочный период.
Чтобы ледокол был похож на судно, находящееся в антарктическом дрейфе, его тщательно задекорировали бутафорским снегом. Специально для съемок была сконструирована парафиновая система для создания эффекта обледенения – от легкой изморози до тяжелых наледей. Кроме того, тертый парафин использовали для крупных планов – он больше всего похож на настоящий снег. Поручни и мелкие детали декорировали спреем, им же «снежили» усы и бороды всех членов команды, а мощный ветродуй и бумага создавали снежную бурю и покрывали палубу ледокола. Для декорации судна и создания вьюги было задействовано более 12 видов синтетических снегов, ушло 7 тонн парафина и такое же количество бумаги.
Парафин использовали и для декорации торосов – нагромождений обломков льда, которые образуются в результате сжатия ледяного покрова. В основе конструкции были деревянные европоддоны и фанера, которые закрывали синтепоном. Для создания скульптуры льдов использовали пенопласт, сверху все покрывалось парафином.
Огромная часть работы ляжет на создателей компьютерной графики, ведь большая часть сцен снимается на хромакейных фонах. На носу и корме ледокола были установлены хромакейные конструкции, которые размещались под определенным углом, чтобы не закрывать свет для камеры. В общей сложности было использовано более 100 метров хромакейного полотна.
После съемок в Мурманске группа фильма переместилась в Хибины – крупнейший горный массив на Кольском полуострове. Заснеженные просторы не только отличная фактура для натурных съемок – именно здесь толщина снежного покрова достигает нескольких метров, что было необходимо для сооружения под снегом специальных конструкций для съемки сцены падения главного героя в снежную пещеру. На строительство самой пещеры ушло несколько дней: вся внутренняя часть – это декорация из досок, воска, пенопласта и других материалов, залитых расплавленным воском и засыпанных целлюлозным снегом. Размер пещеры (3,5 на 14 метров) позволял вмещать около десяти человек в полный рост, но двигаться нужно было очень аккуратно, чтобы не нарушить целостность конструкции. Самая сложная часть работы досталась Петру Фёдорову – съемки пробуждения его героя в пещере после падения снимали в настоящем снегу, в котором ему пришлось пролежать в общей сложности не один час.
Здесь же снимали взрыв бочек с горючим. Декоративные бочки, в одной из которых была взрывчатка, устанавливались на определенной точке и взрывались дистанционно. Взрыв снимали в нескольких ракурсах, используя скайлифт и креш-бокс, а убегающих от взрыва актеров оператор снимал вручную. Сложность съемки этой сцены была в том, что весенний снег уже не был таким устойчивым, и съемочная группа и актеры часто уходили по колено, а то и по пояс под снег – бежать в таких условиях было почти невозможно. К тому же, очень важно было сохранить целостность снежного покрова для съемки крупных планов. Поэтому после каждого дубля все следы тщательно маскировались, а съемочная группа ходила друг за другом по узкой тропинке.
Самым тяжелым испытанием для актеров стали съемки в Севастополе, когда им под палящим солнцем при 30-градусной жаре приходилось сниматься в тулупах, валенках и варежках. Здесь снимали сцену затопления трюма, когда торосы пробивают борт судна. Трюм величиной в несколько этажей возводили из бруса и фанеры, которые потом обрабатывали так, чтобы придать им металлический блеск, а чтобы добавить многослойности и ржавчины, всю конструкцию изнутри покрывали специальными красками. В итоге получилась точная копия трюма «Михаила Сомова».
Безумства храбрых
Участие в картине «Ледокол» требовало от актеров серьезной физической и эмоциональной подготовки, ведь им приходилось выполнять сложнейшие трюки.
Во время съемок сцены возгорания кабины вертолета Александр Паль отказался от каскадеров и предпочел гореть сам. Герой Александра Яценко, пытаясь спасти упавшего в воду товарища и его собаку, опускался на тросе за борт ледокола и поднимался обратно мокрый и с собакой на руках. Когда снимали крушение вертолета, Сергей Пускепалис и Александр Паль несколько часов находились в воде в гидрокостюмах и одежде полярников, лавируя между ледяными глыбами и осколками.
Сцену падения героя за борт снимали с каскадером. На носу судна крепили специальную конструкцию, состоящую из контейнера и горки, из которой на каскадера за один дубль срывались 20 тонн воды и смывали его в ледяное море.
Ты на суше – я на море
Сцены с капитанскими женами в исполнении Анны Михалковой и Ольги Смирновой снимали в Санкт-Петербурге – город оказался единственным местом, где не возводили крупных массивных декораций. В общежитии, где по сюжету живет жена и сын капитана Петрова, декорировали комнату и коридоры. Общежитие настоящее – и все его жители на некоторое время оказались в середине 80-ых. Также съемки проходили в больнице, где на свет появляется сын второго капитана Севченко.
Сцены спасательной экспедиции снимали в Морском порту на дизельном ледоколе «Ермак». Здесь, как и в Мурманске, были установлены хромакейные фоны и использовался бутафорский снег.
Back in USSR
Действие картины разворачивается в 1985-м году. Чтобы добиться достоверности, главной задачей художников, костюмеров и реквизиторов было найти максимальное количество вещей и всевозможных предметов того времени. Создатели фильма изучали документальные материалы, общались с участниками реальной экспедиции «Сомова», консультировались с сотрудниками НИИ и Российского музея Арктики и Антарктики, находили одежду на блошиных рынках, а то, что было необходимо в нескольких экземплярах для съемки трюков с множеством дублей, создавали по эскизам.
В итоге все – от автомобилей и одежды полярников до карандашей и ирисок – точно воссоздает атмосферу той эпохи.
Продолжение следует
Сейчас картина находится в монтажно-тонировочном периоде, особый акцент будет сделан на работу по производству компьютерной графики. «Мы планируем выпустить «Ледокол» в прокат осенью 2016 года. Я надеюсь, что картина заинтересует нашего зрителя и самим сюжетом, и персонажами, и зрелищностью, ведь в основе фильма – реальная история о непридуманных героях, сильных людях, противостоящих мощной стихии», – комментирует генеральный продюсер «ПРОФИТ» Игорь Толстунов.