Игорь Толстунов: "В кино надо быть немного сумасшедшим"

15.03.2012

Креативность - одно из основных качеств, которое продюсеры желают видеть в сценаристе или режиссере. О том, почему сам продюсер должен быть творческой личностью, в каких случаях новизна и оригинальность идеи ничего не стоят и какую роль играет интуиция в принятии важных творческих решений, - Игорь Толстунов в интервью CINEMOTION.

CINEMOTION: Какова Ваша роль в креативной разработке проектов? И как Вы строите свою работу?

Игорь Толстунов: Дело в том, что все составляющие кинопроизводства креативны. И продюсер обязан принимать в разработке проекта не просто самое активное, а я бы даже сказал определяющее участие. И роль продюсера, безусловно, должна быть решающей, если мы, конечно, говорим о проектах коммерческих, жанровых. Потому что, само собой, в авторском кино законы другие.

CINEMOTION: Исходя из Вашего опыта, как Вы считаете, насколько успех проекта зависит от его новизны и оригинальности идеи? Или аудитория положительно реагирует на какие-то другие показатели?

Игорь Толстунов: На мой взгляд, одного только факта новизны недостаточно. Это должна быть новизна такого порядка и характера, которая ложится на ожидания аудитории и ее запросы. В этом случае, наверное, фильмы, открывающие какой-то новый сегмент жанра или, скажем, новые формы (при условии, что это востребовано зрителем) имеют коэффициент успеха гораздо выше. Но новизна сама по себе ничего не стоит. У многих есть такое обманчивое ощущение, что нужно делать что-то такое «креативненькое». Но если за этой «креативностью» ничего не стоит, в итоге проект не будет востребован.

CINEMOTION: А как оценить потенциал новой идеи?

Игорь Толстунов: Только интуитивно. У каждого продюсера есть свои вкусы и понимание того, что нужно публике. Особенно важно, чтобы идея нравилась тебе самому. Потому что нельзя сделать успешный проект, если тебе это противно.

CINEMOTION: Стало быть, на стадии идеи спрогнозировать, станет тот или иной проект хитом, невозможно?

Игорь Толстунов: Существует поговорка, что в кино никто не знает ничего. Никогда не угадаешь, будет ли твой фильм успешным. Я уже не говорю о том, станет он хитом или нет. Но все равно некоторая экспертиза необходима. Но опять же эта экспертиза интуитивного порядка, математического просчета здесь быть не может. Если тебе нравится проект, то вероятность того, что он понравится и зрителю, возрастает.

CINEMOTION: А как соблюсти баланс между креативной идеей и предусмотрительностью в отношении зрителя? Ведь некоторые проекты, которые вы продюсировали, та же «Школа» или «Все умрут, а я останусь» - достаточно спорные в плане их восприятия аудиторией?

Игорь Толстунов: При запуске проекта ты для себя формулируешь определенные цели: что ты хочешь от него получить. Когда мы работали над «Все умрут, а я останусь» или «Школой», главной задачей было поймать то новое, свежее, то, чего не было. Конечно, в первую очередь это касается «Все умрут, а я останусь», потому что «Школа» в каком-то смысле – производное от этого фильма. И тут работали уже другие факторы. Получив сценарий этой картины, я понял, что есть возможность сделать новое, доселе не снимаемое у нас кино. Поэтому коммерческая составляющая в данном случае отступала для меня на второй план. Мне было важно не то, будет ли проект успешен коммерчески, а то, будет ли он успешен художественно. В итоге с финансовой точки зрений фильм провалился. Но я все равно был удовлетворен результатом. К тому же после этого фильма был снят сериал «Школа», который закрыл убытки картины. Так что тут не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

CINEMOTION: Бытует такое мнение, что для того, чтобы создавать интересные проекты, нужно быть немного сумасшедшим. Как вы считаете, есть ли доля истины в этих словах?

Игорь Толстунов: Смотря, что вкладывать в понятие «сумасшедший». В каком-то смысле, не в медицинском, конечно, в кино нужно быть немного сумасшедшим, иначе ничего не получится.


Источник: «Cinemotionlab.com»