Игорь Толстунов: "В киноиндустрии начнут формироваться правила игры"

05.03.2012


Чем порадует кинозрителя новая система

Толстунов.jpg

Игорь Толстунов, кинопродюсер, создатель и глава кинокомпании «ПРОФИТ», поделился своим мнением о грядущих переменах в российской киноиндустрии. Профессионалы рынка давно обсуждают необходимость перехода отрасли на саморегулирование, а также создание саморегулирующихся организаций участниками рынка. По мнению Игоря Толстунова, проблемы самоорганизации киноиндустрии требуют особо пристального внимания в сферах кинопроизводства и кинопоказа.

Сергей Сычёв

Что конкретно зритель получит от новой системы саморегулирования и нравственно-этических норм?

Игорь Толстунов

Я думаю, в киноиндустрии начнут формироваться правила игры. Сегодня многие жизненно необходимые стандарты в нашем кино просто отсутствуют. Не отработана система взаимоотношений с участниками процесса. Нет единого стандарта договоров, к примеру: каждая продюсерская компания изобретает свою систему взаимоотношений с актёрами, режиссёрами и другими участниками кинопроцесса. Одним словом, правила игры, на сегодняшний момент, не определены ни в производстве, ни в кинотеатрах, ни в прокате. Если новая система будет принята, то тем, кто занимается кинобизнесом профессионально, будет намного проще работать. Думаю, что в итоге это хорошо скажется и на зрителе.

Сергей Сычёв

Если установятся новые правила игры, которые регламентируют, в том числе, и вход новых членов на рынок, то зритель, например, «Шапито-Шоу» может не увидеть потому, что, согласно новым правилам, нельзя будет просто прийти с фильмом в кинотеатры и его расписать. Потому что нужно будет пройти систему фильтров, которые будут, по всей видимости, стоять для новых членов рынка.

Игорь Толстунов

Никто не собирается контролировать художественные особенности или качество фильма. Речь идёт исключительно о стандарте системы бизнес-отношений. Пожалуйста, если вы хотите снять кино, снимайте его в рамках тех договорённостей, которые приняты в индустрии.

Сергей Сычёв

Но этот фильм придётся оставить себе и показывать друзьям, потому что в ту систему, которая будет определена этим саморегулированием он не будет вписываться. Ведь крупные компании, естественно, постараются сделать так, что вход более мелким членам, а тем более тем, кто занимается тем, что сейчас принято называть «самокат» был каким-то образом преграждён.

Игорь Толстунов

Система саморегулирующихся организаций (СРО) работает тогда, когда таких организаций в отрасли много. Мы не говорим об одном монополисте, члены которого собрались, определили правила игры и утвердили их где-то. Не стоит забывать, что на это существует антимонопольное законодательство. Сейчас речь о другом. Например, за компанией числятся грешки, в виде неоплаты или кидания партнеров. В таком случае, её наверняка не примут в эту организацию. Эта компания, естественно, может и сама сделать кино, вне организации, никто не может запретить ей это. Допустим, решили вы конфеты делать. Есть гарантия, что их возьмёт любой магазин для продажи? Нет, конечно. Из неизвестного продукта вам не разрешат продать конфетку, только из качественного. Чтобы поставить на полку магазина конфеты, нужно пройти миллион согласований. То же самое и в кино: если вы сделали фильм, который не противоречит законодательству, показывайте его. Кино от конфет, с точки зрения потребительских свойств, конечно, отличается, но с точки зрения рыночных механизмов реализации — нет. Кинотеатр — тот же магазин, только там продается другой продукт. Он лицензируется, ему даётся прокатное удостоверение. Но есть проблемы, владелец кинотеатра, может не показывать мой фильм, просто потому, что лично не верит в его кассовый потенциал. И его нельзя заставить — это его кинотеатр, его бизнес. Хочет — показывает, хочет — нет.

Сергей Сычёв

Какие, по Вашему мнению, главные нормативные акты должны быть сформированы внутри этого саморегулирующегося организма, который сейчас формируется?

Игорь Толстунов

Сегодня мы занимаемся кинопроизводством и кинопрокатом в абсолютно некомфортной среде: индустрия неустойчива, у неё множество проблем. Её представители не могут друг с другом договориться о единых правилах игры. В Америке есть организации, гильдии режиссёров, продюсеров, технических работников. Их участники договариваются между собой о правилах взаимоотношений на рынке. У нас тоже есть гильдии, но договориться между собой никто не в состоянии, а сама себя выстроить индустрия не может.

Отношения прокатчиков и кинотеатров — это проблема. Сегодня устройство рынка таково, что это — рынок, прежде всего, кинотеатров. Соотношение «производитель — кинотеатр» не равноценно — производителей мало, а кинотеатров много. Значит, надо регулировать систему отношений. Если будет создана СРО кинотеатров, то она внутри себя тоже должна договориться о правилах игры. Ведь сейчас все кинотеатры работают по-разному. Внутри сетей возможны единые правила, а вот между разными сетями, не говоря уже о независимых кинотеатрах, их нет. От этого страдает качество показа, репертуарная политика, а значит, в первую очередь, зритель. Я думаю, что качество показа обязательно должно быть указано в нормативных актах. Для начала можно ограничиться одним пунктом — не использовать при показе лампы проекторов, гарантийных срок которых давно истек. Если это случится, это будет великой победой продюсеров. Дальше будут следующие нововведения. Но замечу: измениться всё сразу не может. Для понимания качества нововведений должны пройти годы. Не стоит думать, что система вдруг резко организуется и станет работать, как швейцарские часы. Всё должно быть постепенно.


Источник: «Filmpro.ru»