Курортный роман воспитания
"Как меня зовут", режиссерский дебют Нигины Сайфуллаевой хоть и снискал профессиональное признание, но остался в тени более амбициозных фильмов этого года, награждаемых на больших фестивалях и выдвигаемых на "Оскар". АНДРЕЙ ПЛАХОВ не уверен, следует ли на данном примере причислить скромность к недостаткам или к достоинствам.
Первое, что бросается в глаза более или менее искушенному зрителю: этот фильм — перевертыш "Возвращения" Андрея Звягинцева. В той знаменитой кинодраме отец из туманного далека являлся двум подросткам-сыновьям и приобщал их к таинствам взрослой жизни. Здесь все наоборот. Во-первых, не два мальчика, а две девочки. Эмансипированные москвички без приглашения заявляются к отцу одной из них в черноморский городок, нарушают его отшельничество, обрушивают на него свои тинейджерские проблемы. Хоть девочки не сестры, но Оля, стушевавшись перед встречей с отцом, просит Сашу "поменяться местами", то есть себя выдать за дочь, а Оля представляется ее подружкой. Так что обе — в прямом или обманчивом смысле — играют роли заново обретенных папиных дочек.
Если бы эту картину действительно делал Звягинцев, она называлась бы, наверное, "Ольга и Александра" или даже — "Идентификация женщины". А тут необязательное, незапоминающееся — "Как меня зовут". Сайфуллаева до такой степени снимает пафос, что получается почти что девчачье кино — не слишком серьезное, своего рода провинциальный водевиль. Недаром дело происходит в Крыму (еще не нашем): когда-то мать-москвичка пережила здесь мимолетный курортный роман с харизматичным аборигеном-спасателем, от которого родилась Оля. Розыгрыши, недоразумения, обиды, влечения, расчеты с прошлым и зависимость от него — все это составляет содержание камерной, живой и точной ленты, сценарий которой филигранно выписан режиссером вместе с кинодраматургом Любовью Мульменко.
Источник: «Коммерсант»