Затишье перед взрывом
Фильм "Испытание" Александра Котта стал победителем "Кинотавра" и в ожидании международной премьеры выскочил на российские экраны. С интересом ждет результатов испытания зрительских нервов АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
На самом деле это кино можно смотреть даже с немалым кайфом, если настроиться на созерцательную волну и не задавать вопросов: про что это и почему никто не говорит ни слова? Ибо фильм — из категории псевдонемых: есть звуки жизни и звуки музыки, но человеческая речь заменена языком мимики и жестов. Критики независимо от того, нравится им "Испытание" или нет, сходятся в том, что кадры из фильма можно развешивать в картинной галерее, так они отменно скомпонованы и каллиграфически выписаны. Зрители без спецподготовки сначала будут негодовать, оттого что сюжет почти неподвижно топчется на месте, но потом, глядишь, втянутся в неспешный ритм, попадут под гипноз степных закатов и музыки Алексея Айги, позабавятся эксцентричными образами: к примеру, старый казах ни много ни мало съедает солнце.
Снять немое кино в эпоху звуковой истерии и словесной диспепсии — это как бы вызов, но на самом деле почти обреченный на успех, как подавляющее большинство попыток такого рода. Незабываема "Юха" Аки Каурисмяки, счастливой была судьба французского "Артиста" и испанской "Белоснежки". Но особенно органично бездиалоговая эстетика работает в азиатском антураже: вспомним хотя бы "Пустой дом" Ким Ки Дука или ранние киноработы Такэси Китано. Александр Котт сознательно берет курс на Восток: минимализм и аскетизм всегда хорошо накладываются на ориентальные фактуры, и казахские не исключение. Логично и то, что международная премьера "Испытания" пройдет не где-нибудь, а на фестивале в Токио.
Источник: «Коммерсантъ»