Ворошиловский стрелок

Жанр: криминальная драма

Сценарий: Александр Бородянский, Станислав Говорухин, Юрий Поляков
по повести Виктора Пронина «Женщина по средам»
Оператор-постановщик: Геннадий Энгстрем
Художник-постановщик: Валентин Гидулянов
Композитор: Владимир Дашкевич
Звукорежиссер: Игорь Замотаев
Художник по костюмам: Алла Оленева
Монтаж: Вера Круглова
Редактор: Ирина Яшина
Исполнительный продюсер: Евгений Голынский
Продюсеры: Игорь Толстунов, Сергей Козлов

В ролях: Михаил Ульянов, Анна Синякина, Александр Пороховщиков, Сергей Гармаш, Ирина Розанова, Марат Башаров, Илья Древнов, Алексей Макаров, Владислав Галкин, Георгий Мартиросян, Владимир Семаго

Аннотация

Когда Глеб Жеглов, герой самого знаменитого фильма Станислава Говорухина, говорил, что «вор должен сидеть в тюрьме», никто из его современников не сомневался, что именно так и будет, - преступник понесет наказание. Герою новой картины знаменитого режиссера, старому рабочему и ветерану войны по имени Иван Федорович (Михаил Ульянов) пришлось убедиться в том, что в наше время преступников наказывать не спешат. Трое юнцов, развлечения ради изнасиловавшие его внучку, легко ушли от законного наказания. Сделать это было несложно, поскольку один из соучастников преступления – сын влиятельного в городе милицейского чина. Полностью уверенные, что унижение юной Кати сойдет им с рук, негодяи продолжают развлекаться, по-прежнему устраивая по средам «женский» день.

Но дед Кати не желает мириться с подобной безнаказанностью. Убедившись в том, что ему не найти защиты у закона, бывший «ворошиловский стрелок» сам берется за оружие. В его руках снайперская винтовка становится орудием жестокого и неотвратимого возмездия.

Подробно...

О съемках фильма

Съемочный период «Ворошиловского стрелка» (правда, тогда картина называлась «Сицилианская защита»; окончательное название возникло лишь когда лента была почти готова) начался 25 июня 1998 года.

Первым местом съемок стал московский Птичий рынок. Многочисленные мирные покупатели попугаев и морских свинок даже не подозревали, что рядом с ними бродит человек в поисках снайперской винтовки самого лучшего образца. По сценарию именно здесь герой Михаила Ульянова покупает оружие, с помощью которого впоследствии мстит обидчикам своей внучки. Основные же съемки проходили в Калуге. Создатели фильма использовали реальные интерьеры частных домов и современных квартир.

Калужане относились к режиссеру с большим уважением и всячески старались ему помочь. Однажды выяснилось, что в кадре необходим комнатный цветок, который нужно поставить на окно дома главного героя. Время было к вечеру, купить его уже не удалось. Как только жители окрестных домов узнали о неожиданной проблеме, весь дом через полчаса оказался заставленным самыми красивыми растениями. Кроме того, жители Калуги всячески норовили «подкормить» знаменитого режиссера и его товарищей. Они то и дело угощали их домашними продуктами.

Съемочный период фильма завершился 28 августа 1998 года.

О создателях

Станислав Говорухин, режиссер фильма

Родился в 1936 году (город Березники Пермской области). Режиссер, актер, сценарист. Окончил геологический факультет Казанского университета (1958), режиссерский факультет ВГИКа (1967, мастерская Я.Сегеля). Работал геологом, журналистом, режиссером Казанской телестудии.

Снялся в фильмах Киры Муратовой «Среди серых камней», Олега Фиалко «Возвращение Баттерфляй», Сергея Соловьева "Асса" и других. Автор сценариев некоторых своих фильмов, а также картины «Пираты ХХ века», «Вторжение», «Подмосковные вечера» (совм. с Марией Шептуновой).

В 1992-1994 - Председатель МАО «Киноцентр». Депутат Государственной Думы, с 1996 - председатель Комитета Государственной думы РФ по культуре. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР (1986). Новый фильм Станислава Говорухина, по собственным словам режиссера, совершенно ясно выражает гражданскую позицию режиссера. Он призывает: «Одумайтесь! Если власть не будет защищать граждан, если перестанет действовать закон, тогда начнет действовать закон джунглей, закон войны. Это очень опасная ситуация». Свое желание вернуться к работе над художественным фильмом после довольно долгого перерыва режиссер объясняет, во-первых, тем, что «соскучился по игровому кино», а во-вторых, стремлением «посмотреть, можно ли сегодня снимать кино. Понять, что происходит в кинематографе изнутри, какие у него проблемы».

Как считает Станислав Говорухин, в некотором смысле работать стало даже лучше. Потому что многих проблем, которые раньше мучили режиссера, сейчас нет. Не приходится, например, уговаривать рабочих на несколько минут задержаться после окончания смены - все дорожат рабочим местом. По мнению Станислава Говорухина, этот его опыт работы в современном кино пригодился ему и в законодательной деятельности.

Свою работу в игровом кино Станислав Говорухин намерен вскоре продолжить: «Есть хорошая сценарная идея. Скорее всего, это будет мелодрама. А может быть и драма о жизни русской женщины. Действие будет заканчиваться в годах 70-х, а может 80-х. Во всяком случае, герои не успели дожить до перестройки. Мне хотелось бы снять смешной фильм. Не комедию, но смешной фильм. Очень бы хотелось, чтобы и «Ворошиловский стрелок» вызывал улыбку - в некоторых эпизодах. В любой драме, в любом страшном фильме юмор должен присутствовать. Иначе не будет драмы. Закон драмы в том, что если зрители где-то не рассмеются, то потом не заплачут».

Александр Бородянский, соавтор сценария

Родился в 1944 году в Воркуте. Сценарист, актер, режиссер и продюсер. Окончил строительный техникум в Киеве и сценарный факультет ВГИКа (1973, мастерская И. Вайсфельда и В.Туляковой). Председатель Совета МАО «Киноцентр» (1994-1997). Заслуженный деятель культуры РФ (1995). Как режиссер снял совместно с Кареном Шахназаровым фильм «Сны» (1993).

Известный сценарист с интересом отнесся к предложению Станислава Говорухина сделать сценарий по книге Виктора Пронина, в том числе потому, что очень любит детективы и в настоящее время предпочитает их любой другой литературе. К тому же роман «Женщина по средам» заинтересовал его эмоциональной насыщенностью. А одно из пожеланий режиссера было таково: заставить зрителя не только сопереживать и сострадать, но и дать ему возможность посмеяться. Что вполне отвечает творческому принципу автора сценария: в трагедии все должно быть как в жизни, где полярные по заряду эмоции часто неожиданно переплетаются.

Как считает Александр Бородянский, история, рассказанная в фильме, насыщена и социальным, и человеческим звучанием. Лично автору сценария она кажется захватывающей и одной из немногих, героям которой он бы всей душой сочувствовал. Нравственное унижение, которое переживают старик и его внучка, для них куда сильнее физического. В отличие от молодых насильников, которые вообще не могут испытывать никакой другой боли, кроме физической. По словам сценариста, «они из другой части человечества, они даже не способны понять, что они натворили». Поэтому тот факт, что в финале картины зло наказано, кажется Александру Бородянскому, как зрителю, особенно привлекательным. Хотя он лично убежден, что и в жизни зло так или иначе все равно бывает наказано.

Наверх...