Затворник
Режиссер-постановщик: Егор Кончаловский
Автор сценария: Максим Стишов, по повести М. Стишова «Фанатик»
Оператор-постановщик: Михаил Агранович
Художник-постановщик: Виктор Юшин
Звукооператор: Роланд Казарян
Композитор: Максим Фадеев
Художник по костюмам: Ирина Гинно
Монтаж: Ольга Гриншпун
Продюсеры: Игорь Толстунов, Михаил Зильберман
Производство: НТВ-ПРОФИТ
при участии PS Cinema
В ролях: Амалия Мордвинова, Александр Балуев, Дмитрий Марьянов, Иван Бортник
Аннотация
Загадочны произведения знаменитого писателя Константина Стрелецкого. Десятки его детективов-бестселлеров не сходят с прилавков книжных магазинов, его книги охотно переводят на иностранные языки. Но сам писатель еще таинственнее, чем придуманные им герои. Он одинок и недоступен. О его личной жизни неизвестно практически ничего. Он живет затворником в загородном особняке, куда даже его собственный литературный агент не всегда может войти. С недавних пор знаменитый писатель отказался от личного шофера - теперь он не впускает никого и в свой автомобиль.
Как будто все предусмотрел Константин Стрелецкий, ограждая себя от постороннего любопытства, кроме одной важной закономерности, которую мастеру детективов надо знать очень хорошо. Чем загадочнее сюжет, тем больше хочется прочитать роман до конца. Как известно, детективные романы охотнее всего читают молодые девушки предприимчивого склада, с удовольствием идущие на поводу своего деятельного любопытства.
Для Анны Скороходовой, студентки филфака, Стрелецкий - фигура крайне притягательная. Она не только пишет курсовую работу по его произведениям, но и всячески стремится проникнуть в тайну его жизни. Очаровательной студентке все же удается познакомиться со своим кумиром на пресс-конференции, которую раз в год дает знаменитый писатель. С этого знакомства начинается настоящее расследование, которое ведет девушка, не чуждая, как вскоре выясняется, и журналистской деятельности. Рискуя собственной жизнью, Анне удается узнать, что в своем затворничестве Константин Стрелецкий вовсе не так одинок...
Создатели фильма - о фильме
Егор Михалков-Кончаловский …не верю в однозначное зло…
…Несмотря на то, что фильм только выходит на экраны, снят он был достаточно давно: августовский кризис 1998 разразился через неделю после начала съемок. Тем не менее, работа над фильмом не прекратилась, - он даже был снят за семь недель, вместо восьми запланированных. Практически весь "Затворник" снимался в Москве и Подмосковье. Хотя основное действие картины происходит в одних и тех же, на первый взгляд, интерьерах, на самом деле мы "собрали" один дом из четырех.
…Наше кино достаточно простое. Не стоит искать в нем дополнительный смысл, - больший, чем тот, который в него заложен. Это чистый жанр - детектив. Его задача в том, чтобы создать у зрителя ощущение того, что в кинозале прошло не полтора часа, а пять минут. Мне кажется, что в нашем кино это есть.
… Мы пытались сделать настоящий детектив. Психологический - это громко сказано, но с некоторыми элементами психологизма - безусловно. Из Стрелецкого мы не стали делать однозначного, отрицательного героя. Я очень сочувствую ему. Может быть, он тот герой, которого я люблю больше всех. Мне кажется, что личность Александра Балуева и его талант смогли достаточно гармонично выразить сложность характера Стрелецкого. Он такой, каким кажется на первый взгляд, но он и другой. Да, он совершает чудовищное преступление перед своим братом, но при этом он его любит. Я ему сочувствую как больному, глубоко несчастному человеку. Деньги и довольно обеспеченная жизнь делают его в моих глазах узником самого себя. В том, что он увлекся этой девочкой, Анной, было, по-моему, стремление разделить с кем-то бремя своего затворничества, своей тайны. Саша смог сделать этого человека неоднозначным, и мне это нравится, потому что я не верю в однозначное зло.
"Затворник" был для меня ценен по многим причинам. Одна из них - возможность почувствовать себя уверенно в профессии, смежной с рекламой, которой я уже занимался прежде: это те же кисти, и тот же холст, только в рекламе ты пишешь не монументальные полотна, а миниатюры… …Мне повезло, что на картине собрались настоящие мастера. Трое из них, я считаю, особенно помогли созданию картины, ее стиля. Это, во-первых, Ольга Гриншпун, режиссер по монтажу, думаю, она одна из лучших в России профессионалов. Михаил Агранович, режиссер-постановщик - он просто корифей, обладающий удивительной комбинацией знания новых технологий и багажом серьезного, прославленного опыта советского кинематографа. И, наконец, Максим Фадеев, музыка которого постоянно звучит в фильме...
Александр Балуев… все, кроме любви…
…Особый интерес к этой картине был для меня в том, что мне хотелось познакомиться с Егором Кончаловским. Все в этом семейном клане, к которому принадлежит Егор, азартные люди, зараженные бациллой кинематографа. И поэтому мне было любопытно поработать с одним из них. Я абсолютно не разочарован. Не все меня устраивает в том, как Егор думает дальше снимать кино. Но он знает, чего хочет, и дай ему Бог... А бацилла - налицо. Ее присутствие заметно во всем. Даже в том, как Егор смотрит в монитор во время съемок.
…На площадке сложилась атмосфера, благоприятствующая творчеству. Из этого, как правило, что-то получается. Потому что в атмосфере "звездности" ничего родиться не может, - я знаю это по собственному опыту. Что же касается моего героя - я старался сыграть человека, у которого есть все, и который все испытал. Все, кроме любви. Поэтому его чувство к Анне - очень сильное, непривычное, переворачивающее душу...
Амалия Мордвинова… почти как играть в "войнушку"…
…Еще когда я прочла сценарий, передо мной предстали образы американских супер-женщин. И надо было найти в себе силы, чтобы все это забыть и создать новый персонаж. Нашу соотечественницу - женщину конца XX века, женщину волевых поступков. Героини российского кино за последнее время очень изменились - теперь ими движет не желание самопожертвования, а воля к победе...
Сейчас, когда прошло больше двух лет с тех пор, как мы снимались в фильме, вспоминается, что все мы были увлечены этой картиной как какой-то игрой для взрослых. Наверное, во многом потому, что для Егора это был первый фильм, и ему почти по-детски было интересно все, что происходит на площадке. Вообще, оказалось, что снимать детектив - это почти как играть в "войнушку": тайны, опасности, преследования....
Удовольствия от работы нам не испортил даже кризис, который случился в разгаре съемок. Мы оказались "затворниками" в подмосковном доме, где снималась картина. Знакомые, приезжающие из Москвы, сообщали, сколько теперь стоит пачка сигарет, а мы ужасались, и гадали, продолжатся ли съемки. Но вскоре работа над картиной, к счастью, возобновилась.
Как всегда, на съемках происходили всякие забавные вещи. Например, снимавшийся в фильме свирепый пес, который охраняет вход в подвал гаража Стрелецкого, на самом деле был совсем не злобным. Мы с этой милой ротвейлершей быстро подружилась, и она никак не хотела прыгать мне на спину, сбивая с ног. Тогда мне незаметно прикрепили сзади к шее кусочек сосиски. Собака тянулась за сосиской, а я за нее "отыгрывала" мощный бросок.
У всех, кто был занят в картине, сохранились хорошие отношения друг с другом. Недавно Егор предложил мне сняться в его новом фильме. Роль небольшая, но интересная. И все же я отказалась - очень уж "кровавым" показался сценарий...
Михаил Агранович … уроки мастерства …
С Егором Кончаловским мы познакомились во время работы над одним из рекламных роликов. Он мне очень симпатичен. Егор - толковый, не самонадеянный (что очень существенно), не циник. А главное - он по-настоящему хочет делать кино. Это талантливый, обучающийся человек. Думаю, первые режиссерские работы ему нужны, чтобы освоить мастерство, научиться ремеслу режиссера.
Ему это вполне удается, и потому уверен, что его следующие фильмы будут интереснее первых, потому что сам он гораздо интереснее, чем материал, с которым ему пока доводилось работать. Я сужу по рассказам Егора о своей жизни, об армейской службе, - думаю, личный опыт обязательно ляжет в основу сценариев его будущих фильмов.
На "Затворнике" работала очень хорошая команда, благодаря ей съемки вспоминаются с удовольствием. Это было мое первое сотрудничество с НТВ-ПРОФИТ, и я могу сказать совершенно искренне, что это было сотрудничество с настоящими профессионалами. Несмотря на сложные обстоятельства, в которых создавался фильм, съемочная группа не испытывала производственных проблем - их решение целиком взяла на себя продюсерская команда.
Михаил Зильберман… современная история…
Проект Егора Кончаловского интересен нам по нескольким причинам. Во-первых, потому, что это эксперимент - предложить молодому режиссеру сделать первую полнометражную картину. Талант Егора, на наш взгляд, оправдывает этот риск. Во-вторых, сценарий, написанный молодым драматургом Максимом Стишовым, показался нам очень ясным, конкретным, не перегруженным событийными сложностями. В нем были все предпосылки для зрелищной картины. В-третьих, нам хотелось сделать стильный фильм. Исходя из этого, мы сформировали съемочную группу: пригласили оператора Михаила Аграновича, художника Виктора Юшина, звукооператора Роланда Казаряна, композитора Максима Фадеева. Все это позволяет нам надеяться, что мы сделали современную, выдержанную в едином стиле, историю.