Мама

Жанр: драма
Режиссер-постановщик: Денис Евстигнеев

Сценарий: Ариф Алиев
Оператор-постановщик: Павел Лебешев, Сергей Козлов
Художник-постановщик: Владимир Аронин
Композитор: Эдуард Артемьев
Автор аранжировок: Юрий Саульский
Монтаж: Наталья Кучеренко
Художник по костюмам: Павел Каплевич
Звукорежиссер: Екатерина Попова-Эванс
Редактор: Анна Кагарлицкая
Исполнительный продюсер: Эрик Вайсберг
Продюсеры: Игорь Толстунов, Денис Евстигнеев, Константин Эрнст
Производство
: НТВ-ПРОФИТ, Студия «Русский проект», ОРТ

В ролях: Нонна Мордюкова, Олег Меньшиков, Владимир Машков, Евгений Миронов, Алексей Кравченко, Михаил Крылов

Аннотация

Старшему из пятерых братьев Юрьевых немногим больше 30-ти, но пятнадцать лет своей жизни он провел в «психушке». Младшие тоже успели "отсидеть" кто в спецшколе, а кто в колонии. Они объединены общим преступлением, которое придумала и на которое повела их собственная мама.

Дело в том, что за пятнадцать лет до их встречи в начале фильма эти люди стали самыми знаменитыми террористами Советского Союза. Детский музыкальный ансамбль «Веселая семейка», на афишах которого гордо значилось «руководитель – мама», пронес в самолет оружие в футлярах для бубнов и саксофонов. Они словно играли в какую-то жуткую игру - безжалостную и расчетливую, но наивную и безответственную одновременно. За попытку угнать самолет пришлось заплатить слишком многими жизнями, в том числе и жизнью их брата.

Отсидев самый долгий по тем временам срок, мама Полина сразу же взялась за то, чем, наверное, жила все эти годы. Она стремится собрать вместе четверых сыновей, чтобы потом, вызволив из «психушки» пятого, увезти их на родину - на сибирскую станцию Шуя. Она, в конце концов, добивается своего, получив и то, на что уже не смела надеяться - прощение и любовь своих мальчишек.

Подробно...

О съемках

О съемках: цифры и факты Съемочный период фильма «Мама» продлился с 11 марта по 18 июля 1998 года. График съемок был компактным и динамичным, поэтому всю зимнюю натуру успели отснять в начале весны.

Фильм «Мама» снимался в системе Panavision. Звук - Dolby Digital (6-канальный звук). Обработка пленки и ее печать производилась в лондонской лаборатории Technicolor. Спецэффектами занималась американская компания RGB Optical. Во время съемок использовался специальный кран с радиоуправляемой головкой типа "хот хэд" (Hot Head). Уникальность этого крана состоит в том, что "вынос" его стрелы составляет 22 метра. Например, во время ночных съемок на Яузе камера могла "перебрасываться" с одного берега на другой. Именно этот кран был задействован и на съемках знаменитого "Титаника".

На этом перечисление зарубежных названий заканчивается, потому что все остальное в этом фильме - сугубо российское, и столь же качественное и первоклассное.

Творческая группа вела исключительно мобильный образ жизни: во время съемок было совершено 7 экспедиций, в том числе на остров Диксон (где снимались сцены зимовки Николая - Владимира Машкова), в Ташкент (сцены "горячей точки", где воевал Василий - Алексей Кравченко), на озеро Байкал, в Выборг, Ростов-на-Дону, на Валдай, в Тверь.

Самые крупные массовые сцены снимались на Киевском вокзале в Москве и на станции Шуя (целиком выстроенной специально для съемок "Мамы") на Валдае. В этих ретро-массовках, время действия которых относится к первому послевоенному году и к 1970-м годам, снималось до 1,5 тысяч человек. Бюджет фильма составил около 3-х миллионов долларов.

Маленькие истории о том, как снимался фильм

Художник по костюмам Павел Каплевич всегда лично наблюдал, чтобы в одеяние не только актеров, но и участников массовок не закралась какая-нибудь деталь, не соответствующая "своему времени" (ведь действие фильма происходит не только в наши дни, но и в первый послевоенный год, а затем ретро-сцены возвращают зрителей и в 1950-е, и 60-е, и 70-е годы).

По словам самого художника, одна-единственная, не усмотренная им сережка в ухе какого-нибудь мужчины, могла бы испортить работу над всей 1,5-тысячной массовкой. Строгий, но очень справедливый и профессиональный Каплевич лично осматривал каждого участника массовок и с его "рабочего места" постоянно доносились реплики подобного содержания: "Немедленно снимите ваши модные очки. Так, а это что за золотая цепочка? И современный перстень тоже спрячьте."

* * *

В массовке на станции Шуя, в сцене встречи поезда, везшего солдат с войны, принимали участие несколько бабушек из окрестных деревень. Увидев девушек, бросавших букеты цветов солдатам, понаблюдав за встречей молодой героини и ее будущего мужа, старушки не выдержали и расплакались, приговаривая, что именно все так и происходило, когда они сами были девчонками. Эти слова, стали, наверное, самой трогательной похвалой для Дениса Евстигнеева.

* * *

Сцена угона самолета снималась на целых четырех подмосковных аэродромах . во Внуково, в Шереметьево, в Жуковском и в Чкаловском. А в "роли" угнанного лайнера снималось 3 разных ТУ-154. При этом немало времени ушло и на "костюм" самолетов . пришлось закрасить все современные эмблемы и опознавательные знаки и восстановить внешний вид самолетов советского времени.

* * *

Огромным "павильоном" для съемок "Мамы" стали пустые заброшенные цеха московской ткацкой фабрики, что неподалеку от Большой Якиманки. Под руководством художника-постановщика Владимира Аронина там была построена сложнейшая декорация, которую иначе как инженерным и кинематографическим чудом не назовешь. В декорации этой снимались сцены в психиатрической лечебнице, и сцены в канализационной трубе. Располагалась она на нескольких уровнях и нескольких этажах и состояла из трех помещений в лечебнице, огромной трубы с тремя рукавами (длиной 10 метров и диаметром 2 метр) и бассейна, куда поступала ледяная водопроводная вода. Трубы были сделаны из фанеры, залитой изнутри цементом, и стояли на высоких подпорках. Во время репетиций актеры перемещались по трубам в резиновых сапогах, а уж во время съемки . извольте, в тонких ботиночках!

* * *

Десятками лампочек были декорированы стены "каменного русла" реки Яузы, по которой плыл катер братьев-похитителей (сцена ночного "штурма" больницы). Эта идея, благодаря которой наша Яуза стала напоминать празднично подсвеченный венецианский канал, принадлежала оператору Сергею Козлову . любителю и мастеру всевозможных световых эффектов.

* * *

Место съемок "северных" эпизодов фильма находилось примерно в 100 километрах от поселка Диксон. Все это расстояние съемочная группа преодолевала на грузовом самолете в течение нескольких часов каждый день.

* * *

Во время съемок, когда у Нонны Мордюковой было хорошее настроение, она частенько пела свои любимые частушки . не всегда, кстати, приличного содержания.

* * *

Если приглядеться, то можно заметить, что книга, которую часто можно увидеть в руках у Ленчика (Олег Меньшиков) называется "Горе от ума". Дело в том, что как раз во время съемок актер готовился к роли Чацкого в спектакле, который он сам ставил на сцене театра имени Моссовета.

* * *

Во время драки с больными в "сумасшедшем доме" именно Владимир Машков придумал, что его герой (Николай), как настоящий моряк, будет драться, обмотав руку ремнем с тяжелой пряжкой, напевая при этом "Ветер с моря дул".

* * *

Дениса Евстигнеева, по словам Нонны Мордюковой, на съемочной площадке называли "Хозяин", подчеркивая, тем самым его безоговорочный авторитет.

* * *

Эпизод в электричке, на первый взгляд совсем не сложный, потребовал от актеров большой выносливости. Особенно от Евгения Миронова (Павлик), которому надо было там лихо отплясывать, чтобы "делом доказать" хмурым милиционерам, что все их на первый взгляд весьма подозрительное семейство . настоящие артисты. Дело в том, что вагон "электрички" раскачивали, создавая иллюзию движения, в специальном ангаре. Снаружи был душный летний день, а в ангаре было жарко и душно вдвойне. Так что лихо отбивать чечетку и не упасть в обморок . это надо быть настоящим артистом!

* * *

Первая группа "сумасшедших" для массовки, которую прислали с "Мосфильма" для съемок в психлечебнице, Денису Евстигнееву не понравилась и была отослана назад. На следующий день прислали новых "психов", с более подходящим для этой роли внешним видом и выражением лиц.

* * *

Во время съемок картины стало известно, что Владимир Машков получил премию "Ника". На церемонии вручения премии он присутствовать не смог, поэтому статуэтку "Ники" привезли прямо на съемочную площадку. В тот день ею были интерьеры московской квартиры семьи Юрьевых. К приезду Машкова все стены "квартиры" были расписаны огромными буквами: "Вова! Поздравляем!", а группа выстроилась в "почетном карауле".

* * *

Особая история сопровождает появление в кадре потертой беличьей шубы, в которой мама Полина (Нонна Мордюкова) возвращается в Москву из заключения. Сейчас эту характерную деталь, безусловно, можно отнести к одной из самых выразительных. Актриса в этой шубе, явно с чужого плеча, явно не из ее жизни, и явно лишней в летний день, выглядит трогательно и щемяще-нелепо. Эта шуба становится почти ее биографией, создавая параллель с бестолково прошедшей славой и нелепо потерянными в тюрьме годами. Нонне Мордюковой идея художника с шубой понравилась сразу. Особенно после того, как он напомнил подробности возвращения из заключения Зои Федоровой: чтобы выглядеть по возможности прилично, она к открытой кофточке пришила "рукава" из чулок. Но поначалу "беличье" одеяние героини режиссер счел неуместным, и его пришлось долго "обрабатывать". Причем в этот процесс были вовлечены не только актриса, но и оператор Павел Лебешев, и даже мама Дениса Евстигнеева Галина Волчек.

Об авторах

Денис Евстигнеев

Автор одного из самых знаменитых дебютов, его первая картина "Лимита" была отмечена многими призами и признанием ее как одной из самых современных в отечественном кинематографе. Всенародно знаменит стал после выхода в эфир серии сюжетов социальной рекламы "Русский проект". Давать оценки или даже "расшифровки" и объяснения своему новому фильму "Мама" режиссер пока не берется. По его собственным словам, он пока еще "не отошел от боли", и чувствует себя как боксер после боя: ему еще не известно чем, нокаутом или победой, окончился бой. Он твердо знает только то, что бил изо всех сил.

По поводу метафор в фильме и ассоциаций, которые он вызывает, режиссер рад будет услышать зрителей и критиков, к которым вообще прислушивается очень внимательно. И считает, что кинокритики в отечественном кино явно недостаточно. Денис Евстигнеев чувствует себя готовым к конкуренции в кино при том условии, что профессиональная критика будет играть определяющую роль: " Я готов быть в ситуации, когда бы меня беспристрастно уничтожили либо возвеличили за снятое кино. У нас этого нет, потому что у нас критика слишком неправильно пользовалась своей репутацией, зритель ей не верит. В нашей критике борются истории отношений. К тому же иконописность страшно развита . чтобы ни произошло: дом разрушится, а икона должна висеть, и ни один критик не в праве ее снять."

Самыми неинтересными для себя Денис Евстигнеев считает фильмы схематические, где идеи, мысли и фразы превалируют над чувствами и эмоциями, где есть жесткая и умная схема. Гораздо больше его интересует кино эмоциональное и живое, "Ночи Кабирии", например. Когда-то режиссер был большим поклонником фильмов Бергмана, но, пересмотрев их недавно, понял, что сейчас его увлекает другой тип и способ выражения эмоций. Хотя вообще, во внеслужебное время, Денис Евстигнеев почти не смотрит игровое кино, предпочитая ему телевизионные выпуски новостей и вообще политические передачи, которые смотрит практически постоянно, переключая с канала на канал. По его собственному признанию, отдыхом считает нечто сиюминутное вроде политических скандалов. К другим традиционным видам отдыха, например к путешествиям, Денис Евстигнеев относится без особого энтузиазма. "Появляться в обществе" тоже не любит, опасаясь стать персонажем бульварных газет. Из всех форм общения предпочитает старую советскую: на кухне с друзьями, для чего охотно предоставляет собственную обширную квартиру.

На съемках фильма "Мама" режиссера называли "Хозяином", что говорит само за себя. "Хозяин" появлялся на съемочной площадке раньше всех, уходил последним и вообще проявлял незаурядную выносливость и работоспособность.

Игорь Толстунов о фильме:

"Фильм представляет собой семейную историю, драматическую и событийно даже исключительную. Во взаимоотношениях этих людей много подтекста и напряжения, что, надеюсь, может заинтересовать зрителей.

Владимир Машков о фильме:

"Мы хотели, чтобы люди, о которых мы рассказывали в фильме, вызывали сострадание у зрителя. Мне вообще любая работа кажется бессмысленной, если персонаж не вызывает сострадания. А история моего героя из фильма "Мама" была для меня еще и наивной. Несмотря на то, что его способ зарабатывать себе на жизнь, трудясь над продолжением рода в далеком северном стойбище, может показаться не слишком достойным, Николай . рубаха парень, соединитель семьи и человек простодушный. А к своему занятию относится как к совершенно естественному делу, раз все мужчины в этом стойбище погибли в море. И переживает оттого, что ему никогда не увидеть детей, которых сразу увозят в тундру. Эта работа давала возможность для импровизации. Я придумал некоторые ходы, которые для меня, для этого образа были полезны, с которыми Денис Евстигнеев согласился . честь ему за это и хвала.

Много говорить о своем персонаже . дело для актера неблагодарное. Я не умею, как журналисты и критики, "разъять как труп" нашу работу. Но, тем не менее, могу сказать, что самым главным во всей истории этих братьев (и Николая в том числе), для нас было оживить их до такой степени, чтобы потом не возникало и мысли, что это придуманные персонажи, что они - плод фантазии. Не стану говорить, что нас это чему-то научило. И все же мы должны увидеть в этих людях свой опыт и себя. Что очень важно.

Наверх...