Поклонник

Жанр: фильм-саспенс

Автор сценария: Николай Лебедев при участии Ольги Нагдасевой
Оператор-постановщик: Сергей Мачильский
Художник-постановщик: Алим Матвейчук
Композитор:
Михаил Смирнов
Художник по костюмам: Александр Осипов
Монтаж: Алла Стрельникова
Исполнительный продюсер: Евгений Голынский
Продюсеры: Толстунов, Валерий Тодоровский, Сергей Козлов

Производство: НТВ-ПРОФИТ при участии «Рекун-фильм»

В ролях: Марина Черепухина, Елена Сафонова, Сергей Гармаш, Борис Щербаков, Нина Усатова, Светлана Тома, Михаил Крылов, Саша Гладкова, Мария Прошина, Антон Колесников

Аннотация

«Никогда не разговаривайте с незнакомцами…», - так сказано в одной мудрой книге, автор которой точно знал, что жизненные обстоятельства складываются необъяснимым образом гораздо чаще, чем мы привыкли думать.

«Не играй с огнем!», - призывают плакаты и объявления.

«Не искушай судьбу…», - наставляют мудрые мамы своих едва подросших детей.

А если взрослым не веришь, если собственные родители кажутся беспомощнее, чем ты сама, то роковую справедливость книжно-плакатных истин приходится познавать на собственном опыте. И тогда окажется, что твоя жестокость обернется против тебя же, но многократно усилившись. Что «маньяки из подворотен» существуют не только в популярных песенках. Что жизнь проще и беспощаднее, чем девчачьи фантазии. И за все в ней приходится расплачиваться по самому полному, взрослому счету...

Отец 13-летней Лены ушел от ее мамы к молодой любовнице. И Лена в ответ на предательство отца, - а по-другому она его поступок не расценивает - решила показать, что они с мамой прекрасно проживут и вдвоем.

Правда маме, которую дочка зовет просто Сашенькой, живется далеко не прекрасно. Она не способна ни на что, кроме оплакивания своей несчастной судьбы. Зато энергичная Лена стремится судьбе противостоять. Пустив в ход свою изобретательность и обаяние, Лена устраивается на работу - вечерами разносить почту.

В почтовом отделении только и разговоров, что о серийном убийце, который держит в страхе весь микрорайон. Однажды вечером на юную почтальоншу нападают хулиганы, от которых Лену спасает таинственный незнакомец, лица которого она не успела разглядеть. Лена готова поверить сама и убедить остальных, что ее опекает тот самый ужасный маньяк. Тем более, у хвастливых фантазий девочки неожиданно появляется подтверждение. Стремясь сделать опасного опекуна своим орудием, Лена не подозревает, как легко сама может оказаться на месте жертвы…

Подробно...

Создатели фильма о фильме

Николай Лебедев …триллер - это только язык…

…Взрослые обычно не без самонадеянности считают, что взрослый человек - это умный человек, который поступает правильнее, чем ребенок.

Но это, увы, не всегда так. В силу того, что взрослые обладают большей возможностью влиять на ход событий и распоряжаться жизнью, ошибки, если уж они их совершают, куда более серьезны и имеют куда более далеко идущие последствия.

Старшие персонажи фильма, сыгранные Еленой Сафоновой и Сергеем Гармашом, гораздо инфантильнее, чем их 13-летняя дочь. Погруженные в собственные проблемы и комплексы, они оказываются неспособными нести ответственность не только за судьбу девочки, но порой и за свою собственную. И в итоге главная героиня вынуждена нянчить, как ребенка, свою неврастеничную, самозабвенно упивающуюся горем мать и взваливать на себя груз ответственности за близких.

Самая сильная личность в фильме - она, эта 13-летняя девочка. Однако сила, лишенная мудрости и неспособная адекватно оценить ситуацию, несет в мир разрушение. Героиня фильма - и жертва обстоятельств, и преступница, ибо сама создала эти обстоятельства.

Таинственный маньяк, совершающий нападение на неугодных девочке людей, - лишь орудие, телепатическая машина, улавливающая ее токи. Героиня, порой сама того не сознавая, закладывает в послушного исполнителя страшную программу действий. Вот почему убийца, как это ни парадоксально, тоже ее жертва. Девочка направила его по ложному, преступному пути, и сама потом за это расплачивается…

Оказалось, что нельзя относиться к окружающим, как к послушным пешкам в собственной опасной игре, нельзя распоряжаться окружающим миром по своему усмотрению.

Жаль, что истина эта так и осталась непонятой взрослыми персонажами фильма.

…По жанровому определению фильм - психологический триллер, или, еще точнее, саспенс, то есть фильм с неуклонно возрастающим напряжением. Только в расхожей трактовке триллер - нечто вроде "фильма ужасов" со стрельбой и кровью. Классический триллер рассматривает психологическую ситуацию жертвы, невинного человека в безвыходном положении, то есть фактически триллер есть драма в ее изначальном, родовом проявлении. Этот жанр, как никакой другой позволяет в наиболее захватывающей форме исследовать глубины человеческой психики. Наконец триллер - потрясающе кинематографическая структура, способная особым образом воздействовать на зрителя, превращая его в ребенка, всецело подвластного магии кино.

Как и всякая другая жанровая форма, триллер являет собой определенный языковой код общения со зрителем. И не более того - это не содержание. Скажем, триллеры Хичкока всегда рассказывали о человеке на грани любви и смерти, и это был глубоко выстраданный, философский взгляд на жизнь.

На мой взгляд, "Поклонник" - драматический комментарий о взаимоотношениях личности и огромного, всегда враждебного мира - очень непростых взаимоотношениях. Если хотите, притча о добре и зле, таящихся не только в окружающей действительности, но и в самом человеке.

Драма неразвитого сознания, выпускающего в мир вполне реальных монстров…

Елена Сафонова …"Зимняя вишня" наоборот…

…Мне часто предлагают роли брошенных матерей, покинутых жен. Роль матери Лены интересна тем, что ее характер не исчерпывается романтическими страданиями, он значительно сложнее. Ведь многие люди всю жизнь так и пребывают в плену детства, оставаясь не готовыми ко "взрослой жизни". Отсюда сниженная ответственность за свои поступки, стремление переложить ее на других. Тщетная, детская попытка "бороться за любовь". Хотя бороться незачем: любовь либо есть, либо ее нет. Многие стремятся следовать нравственным стереотипам. Например, каждый знает, что безнравственно покинуть жену или мужа. А разве нравственно жить без любви? Наши жизненные установки часто оборачиваются против нас самих.

Моя героиня - не "зимняя вишня", а ее антипод. Именно этот поворот меня и заинтересовал. Кроме того, помимо психологичности роли, в работе над этим фильмом меня привлекают динамика, возможность поблуждать вместе со зрителем в сюжетных лабиринтах…

…из дневника съемок…

…Нина Усатова сыграла в картине роль заведующей почтовым отделением, которую зовут Ирина Сергеевна. По сценарию эта колоритная дама весьма озабочена своей личной жизнью: она переживает позднюю любовь к одному из своих подчиненных, молодому человеку по имени Стасик, которого сыграл Константин Хабенский. Ирина Сергеевна бросала на него пылкие взгляды и советовалась по поводу того, какой из брошек украсить свой бюст. Брошки в виде подсолнуха были внушительными, бюст - тоже, жаркие чувства зрелой дамы били через край, но Стасик отнесся к этому любовному пожару равнодушно, заявив примерно следующее: "В вашем возрасте, Ирина Сергеевна, в общем-то, все равно какие брошки носить". Разочарование Ирины Сергеевны не поддается описанию, - по общему мнению участников съемок, Нина Усатова сыграла этот эпизод очень талантливо, но при окончательном монтаже любовную линию ее героини пришлось вырезать. Она была сыграна настолько хорошо, что отвлекала внимание от общего повествования. Режиссер картины признался, что впервые понял справедливость фразы, которую ему до этого не раз приходилось слышать: "Это сделано замечательно, но ради фильма от этого придется отказаться"...

…От любовных переживаний Ирины Сергеевны в картине остался только один эпизод. Когда по радио звучит песня в исполнении Вахтанга Кикабидзе, заведующая почтовым отделением замирает, прижав руку к груди, и проникновенно говорит: "Ах, это личное". Первоначально из радиоприемника доносилась совсем другая песня, которую исполнял известный кинематографист и общественный деятель. Но затем использование столь известного голоса сочли некорректным…

…Нина Гребешкова исполняет в картине совсем маленькую роль лже-бабушки главной героини. Этот эпизод был написан специально для актрисы, и она охотно согласилась его сыграть. На съемки Нина Гребешкова привезла с собой трость своего мужа, режиссера Леонида Гайдая, - на счастье...

…Еще одна популярная актриса, которая в "Поклоннике" снялась в небольшой роли - Светлана Тома. С ней режиссера Николая Лебедева связывает давняя дружба: почти 16 лет назад будущий режиссер, а в то время первокурсник факультета журналистики взял интервью у звезды советского кино. Светлана Тома была первой актрисой, которая прочитала сценарий будущего "Поклонника". Когда дело дошло до съемок, режиссер предложил ей выбрать любую роль в фильме. Актриса выбрала "англичанку". В исполнении Светланы Тома эта дама получилась именно такой, как ее представлял режиссер - не очень удачливой и вызывающей зрительское сочувствие...

…По сценарию, встреча Александры Михайловны, матери главной героини, и заведующей почтовым отделением, куда Лена устроилась работать, выдумав жалобную историю, должна выглядеть примерно как разговор строгой учительницы и провинившейся ученицы. Героиня Елены Сафоновой, оттого что не понимает, в чем ее упрекают, чувствует себя растерянной и виноватой. Эпизод сняли как нельзя лучше, потому что в этот момент актриса забыла текст, и ее растерянность была абсолютно натуральной. Именно этот дубль и вошел в картину…

…Зато на озвучании эпизода Елена Сафонова попросила дополнительный дубль. Очень понравившись себе на экране в образе "провинившейся школьницы", Елена Сафонова, как человек "заводной" и веселый, решила созорничать и переозвучить последнюю фразу. Она так жалобно и виновато произнесла "до свидания", что вся "озвучка" еле-еле удержалась от смеха…

…На съемках фильма были заняты известные минские каскадеры - Сергей Каторженко и его сын, который сейчас учится на первом курсе операторского факультета ВГИКа. Марину Черепухину в рискованных съемках на крыше также дублировала девочка-каскадер, 12-летняя спортсменка из Минска. Все трое так бесстрашно работали на большой высоте, что группа, снимавшая триллер, предпочитала лишний раз не смотреть на каскадеров - очень уж волнующее зрелище…

…Маму главной героини не случайно зовут Александра Михайловна. Режиссер, и он же один из авторов сценария, дал ей имя своей бабушки, выразив таким образом симпатию к этой героине. Николаю Лебедеву вообще свойственно давать героям своих фильмов имена реально существующих людей. В его первой картине, "Змеином источнике", почти все персонажи носят имена давних знакомых. По словам режиссера, такая "узнаваемость" не случайна: "Я хочу, чтобы герои фильма волновали меня как живые люди"...

…Торт, который фигурирует в картине как угощение в день рождения, был не бутафорским, а самым настоящим. Съемки этого эпизода пришлись на день рождения одного из участников группы, поэтому торт был с удовольствием съеден по окончании съемок. "Именинные" посиделки были в группе не редкостью, поскольку все, кто работал над картиной, очень сдружились за время съемок…

…Мальчика по имени Толик в фильме сыграл московский школьник Антон Колесников. На пробах он выгодно отличался от прочих кандидатов на эту роль, но его поначалу отвергли, несмотря на явные актерские способности. Дело в том, что Антон был очень маленького роста. Тогда режиссер снял новые пробы, поставив мальчика на табурет, и Антон был утвержден на роль. Справился с ней юный актер вполне успешно, преодолев даже самую большую трудность - задание постоянно "ковырять" пальцем в носу перед камерой. Чтобы в кадре не выглядеть слишком маленьким, Антон снимался в ботинках на толстой подошве и высоких каблуках, которые сделали специально для него…

…Тест на внимательность для зрителей - фотография на стене в кабинете следователя. Поскольку без фотографии в таком официальном месте не обойтись, оформители поначалу предложили повесить традиционный портрет Дзержинского. Режиссер этому решительно воспротивился, и тогда предложили портрет Шерлока Холмса. Этот вариант показался Николаю Лебедеву более приемлемым, хотя и не очень выразительным. Окончательное решение пришло само собой. Эпизод в кабинете следователя снимали 13 августа, в день рождения Хичкока. И режиссер принес на съемочную площадку фотографию любимого режиссера, которая до этого стояла у него на столе...

…Блок семейных фотографий, которые должны были украсить квартиру главной героини, где еще недавно проживала счастливая семья, снимали в цветущем саду "Мосфильма". По предложению Сергея Гармаша, исполнившего роль папы Лены, главные герои фотографировались не только втроем. В архиве "Поклонника" есть "компрометирующие материалы", где на фото запечатлен еще один персонаж, по замыслу Гармаша - "друг семьи". В этом качестве вместе с актерами снялся режиссер Николай Лебедев...

…В фильме есть визуальные рефрены, которые перекликаются друг с другом. Зеленые малахитовые бусы, осыпаясь с шеи Александры Михайловны, скачут по ее коленям и отскакивают от пола. Точно также, подпрыгивая на ступенях, скачут вниз по лестничному маршу шарики жевательной резинки. Настоящий реквизит не может выглядеть на экране именно так, как задумал режиссер - тяжелый малахит осыпается дождем, а жевательная резинка вяло перекатывается со ступеньки на ступеньку. Поэтому для съемок были заготовлены легкие и упругие пластмассовые шарики, которые реквизиторы выкрасили в разные цвета - "под малахит" и в яркие краски жевательной резинки…

…Одной из жертв загадочного маньяка в картине стала неизвестная девушка с красивыми длинными волосами. Такой типаж был выбран не случайно. На экране должна быть не просто девушка, а именно образ жертвы. Знатоки любимого Николаем Лебедевым Хичкока могут отметить сходство этого персонажа с героиней фильма "Жилец". Там тоже есть девушка, которую душит убийца, а ее длинные, разметавшиеся волосы подсвечиваются снизу сквозь стекло, на котором снимался этот кадр...

…Сцену дождя, как это часто бывает в кино, снимали с помощью поливальных машин. А в один из съемочных дней всю группу усердно поливали… супом. Таким образом выражала свое возмущение киношной суетой одна из жительниц дома, во дворе которого проходили съемки. Она целый день агитировала соседей "прекратить это безобразие", а вечером позвонила ответственному чиновнику с требованием немедленно приехать и разрешить инцидент на месте. Чиновник приехал и во всем разобрался: он вызвал отряд "омоновцев", который всю ночь охранял съемочную группу от беспокойной соседки…

…Марина Черепухина, по отзывам коллег из съемочной группы, человек необыкновенно настойчивый и целеустремленный. К тому же веселый и жизнерадостный. Эти ее качества иногда несколько даже мешали начинающей актрисе сниматься в драме. Например, однажды, желая настроить Марину на нужный для съемок минорный лад, одна из участниц киногруппы принялась рассказывать ей очень грустную, на взгляд взрослых, историю. Все закончилось тем, что рассказчица залилась слезами, а юной актрисе так и не удалось расстроиться…

…Удачнее всего "расстраивал" юную актрису режиссер. Чтобы вызвать слезы на ее глазах, он на нее кричал и вообще вел себя, на посторонний взгляд, агрессивно. Однажды такой "творческий процесс" пришлось наблюдать приглашенному на съемку в один из эпизодов профессиональному атлету-культуристу. Он сжимал огромные кулаки и едва сдерживал себя, чтобы не наброситься на режиссера и не защитить "бедную девочку"...

…Мама Марины Черепухиной во время съемок всегда была рядом с дочерью. Марина так убедительно изображала страдания своей героини, что мама, жалея ее, не раз потихоньку от всех плакала где-нибудь в уголке съемочной площадки…

…Внутренний интерьер почты, где работает Лена - полностью выстроенная декорация. На почту свою героиню Николай Лебедев поместил не случайно. Когда-то именно в почтовом отделении он проходил школьную производственную практику…

…В штате съемочной группы был настоящий "голубятник". Чтобы декорации крыши выглядели убедительно, как настоящие, над ними время от времени кружили голуби, а приставленный к ним человек выпускал птиц из чердачного окна...

Наверх...