Подари мне лунный свет
Режиссер-постановщик: Дмитрий Астрахан
Автор сценария: Олег Данилов
Оператор-постановщик: Александр Рудь
Художник-постановщик: Маша Петрова
Композитор: Дмитрий Атовмян
Звукооператоры: Сергей Чупров, Юлия Егорова
Монтаж: Людмила Микуло, Лилия Бурдукова при участии Ирины Ринго
Художники по костюмам: Александр Осипов, Людмила Юрьева
Редакторы: Алла Медведева, Ирина Яшина
Директор: Юрий Костов
Исполнительные продюсеры: Людмила Захарова, Михаил Молотов
Генеральные продюсеры: Игорь Толстунов
Продюсер: Михаил Зильберман
Производство: «НТВ-ПРОФИТ» при поддержке Службы кинематографии Министерства Культуры Российской Федерации
В ролях: Наталья Андрейченко, Николай Еременко, Игорь Дмитриев, Владимир Гостюхин, Олеся Судзиловская, Сергей Донцов (Дрейден)
Аннотация
Тем, кто в юности носил полосатые брюки-клеш, зауженные в талии рубашки и невозможно короткие мини-юбки, не надо объяснять, откуда взялось такое название фильма – «Подари мне лунный свет». Это строчка из романтического шлягера семидесятых годов, который "крутили" тогда на всех танцплощадках. Для главного героя фильма, телеведущего Сергея Куприянова и его жены с этой песней связано начало их любви.
Но с тех пор прошло много лет. К концу девяностых успешный и талантливый журналист Сергей Куприянов стал настоящей телезвездой. Он популярен, неотразим и знаменит. Он получил самую главную профессиональную награду, добился права выпускать собственную авторскую передачу. Наконец, у него даже родился внук, что только придает дополнительный шарм моложавому дедушке. Мужской успех притягивает красивых женщин, поэтому не удивительно, что молодая сотрудница телекомпании охотно принимает предложение Сергея поехать вместе с ним за границу на съемки его передачи. Казалось бы, у знаменитого журналиста есть все, для того, чтобы быть довольным жизнью. Но все успехи становятся неважными в тот момент, когда он понимает, что может потерять, как оказалось, главное – любовь своей жены.
Создатели о фильме
Николай Еременко о роли
…мне кажется, беспроигрышное кино…
Всегда кажется, что еще успеешь встретиться с ярким, интересным человеком, еще успеешь поговорить с ним.
Каждый раз, когда Николай Еременко приходил к нам, подробное интервью с ним по поводу главной роли в фильме "Подари мне лунный свет" дружно откладывалось "на потом". Актер был, как всегда, занят и спешил, и мы уверенно говорили, что "встретимся перед премьерой". К сожалению, встретиться нам больше не удалось.
Мы предлагаем нашим зрителям небольшое интервью, которое актер дал пресс-службе компании во время съемок фильма "Подари мне лунный свет".
Чем Вас заинтересовал этот проект?
- Когда я прочитал сценарий Олега Данилова, то был приятно удивлен. Это очень профессиональная, интересная работа, идущая на корпус впереди множества сценариев, которые мне довелось прочитать за последнее время. Я подумал, что сняться в таком фильме было бы просто здорово. Мне повезло: на главную роль утвердили именно меня.
Встречались ли вы раньше на съемочной площадке с вашей партнершей по фильму Натальей Андрейченко?
- Нет, но я очень хорошо помню и ее студенческие работы, и первые роли в кино, и все, что потом было в ее творческой биографии. Очень рад, что мы встретились в совместной работе. Мне всегда везло на партнерш, повезло и на этот раз.
Многие ваши персонажи - герои романтические. А что представляет из себя Сергей Куприянов?
- Мой герой - звезда телеэкрана. Он популярен. Но слава, оказывается, не страхует от проблем и бед. Сложные моменты бывают в жизни абсолютно у всех. И их надо решать. Надо чем-то жертвовать, чтобы, к примеру, сохранить свою семью, удержать рядом женщину, с которой прожил десятки лет и в которую, оказывается, влюблен по-прежнему. Сергей Куприянов - образ собирательный. Каждый мужчина найдет в себе черты моего героя. Я по природе очень сентиментален, обожаю мелодраму. Это, как мне кажется, беспроигрышное кино.
…и с теми, кого мы любим…Наталья Андрейченко о роли
В этом фильме мне очень повезло с партнером. Воспоминания о совместной работе с Николаем Еременко настолько положительны и приятны, что кажутся почти нереальными. Он был замечательным актером – гибким, восприимчивым, выразительным. У нас сразу установились замечательные отношения, которые не всегда бывают на площадке. Они были построены на абсолютном взаимопонимании. Нас связывало еще и то, что Николай был спортсменом, и охотно составлял компанию в походах и пробежках.
До съемок в фильме мы прежде не встречались, и я была рада знакомству с таким интересным человеком. Мои впечатления о нем еще раз подтвердились во время нашей поездки на кинофестиваль в Риге в прошлом году. Мы тогда ездили вместе с дочкой, и моя 11-летняя дочь, которая, в общем, не очень охотно идет на контакт с незнакомыми людьми, почти все время в дороге играла с соседом по вагону, с Николаем Еременко. Он был человеком редкого обаяния, оно покоряло и в жизни, и на экране.
Предложение сняться в фильме "Подари мне лунный свет" я приняла охотно, прежде всего потому, что сценарий мне показал Игорь Толстунов, которого я хорошо знала еще по фильму "Петр Великий", где мы, кинематографическая молодежь, получали первые уроки зарубежной школы кино... Кроме того, я посмотрела замечательную картину "Вор", которая номинировалась на "Оскар", и вполне доверяла продюсеру этой картины. Сразу скажу, что продюсерская команда не обманула моих ожиданий. Несмотря на то, что съемки совпали с кризисом 1998 года, продюсеры находили возможность продолжать эти съемки, преодолевая невероятные организационные трудности.
Сценарий фильма мне тоже понравился. Понравилось, что его герои, несмотря на все несчастья и испытания, все-таки остаются вместе. В этой истории есть подлинная чистота и свет. Мне кажется, что зрителю не хватает историй о том, как важно оставаться теми, кто мы есть, и с теми, кого мы любим.
…отчасти он сыграл себя…
Михаил Зильберман о Николае Еременко
Выбирая исполнителя роли Сергея Куприянова в будущем фильме "Подари мне лунный свет", мы рассматривали самые разные кандидатуры. Причем речь шла не только об актерах первой величины, но и об известных шоуменах, обсуждались варианты приглашения на роль телезвезды.
Кандидатов на главную роль предлагали и продюсеры, и режиссер. Как правило, актерские приоритеты этих двух сторон различны, и приходится долго искать взаимопонимания. Но в случае с Николаем Еременко разногласий не возникло. Мы единодушно решили, что именно он и есть Сергей Куприянов – преуспевающий журналист, перед которым встает необходимость принятия важных жизненных решений. На съемках подтвердилось, что Еременко – действительно "звезда" в самом лучшем смысле этого слова, то есть настоящий профессионал. Он был всегда собран, не капризен, дисциплинирован. Всегда точно понимал, что он делает. Герой, которого сыграл Еременко, получился именно таким, как мы его представляли. Именно таким, как его видел сам актер. Обласканным судьбой, признанием зрителей, но, тем не менее, неуспокоенным человеком, которому свойственны переживания многих его ровесников. На съемках он говорил о том, что его герой во многом ему близок: отчасти он сыграл самого себя.
Всегда трудно смириться с тем, что из жизни уходит молодой, талантливый, полный сил человек. С Николаем мы обсуждали проекты, которые были рассчитаны на него - актера, интересного разным поколениям зрителей. В том числе и сиквел фильма "Пираты ХХ века".
Пока еще трудно осознать, что уже нет актера Николая Еременко. И нам еще предстоит убедиться в том, что место, которое он занимал в нашем кино, трудно будет занять кому-то другому.
… музыкальная ирония…
Дмитрий Атовмян о работе над музыкой к фильму
Для этой картины я предложил две основные музыкальные линии: лирическую и драматическую. Главная, лирическая тема заявляется в самом начале фильма, когда мы знакомимся с героями Николая Еременко и Натальи Андрейченко, а полное свое развитие получает в самом финале, когда происходит "счастливое воссоединение" супругов. Драматическая музыкальная линия сопровождает героиню в ее переживаниях. Эта тема, в сущности, – трансформация главной. Просто она ритмически, интонационно организована несколько иначе.
Существует и третья линия. Она характеризует персонажей второго плана - "адмирала" Сорокина (Игорь Дмитриев) и Петрова (Владимир Гостюхин). Сами по себе это несколько анекдотичные, дивертисментные персонажи. Поэтому линия музыки, сопровождающей адмирала и Петрова – это такая дивертисментная побочная линия, которая и подчеркивает если не комичность этих персонажей, то, во всяком случае, ироничное к ним отношение.
Так, для сцены "явления" адмирала - была написана практически опереточная тема, - которая, в результате, и оказалась основным предметом наших разногласий с режиссером. Он настаивал на том, что в основе фильма - глубоко трагичная история: с приходом адмирала начинает рушиться семья, - поэтому музыка, сопровождающая эту сцену, должна передать весь драматизм происходящего.
Мне же и вся история в целом, и сцена появления адмирала в частности, представлялись в несколько ином свете. Как выяснилось, мои представления совпали с точкой зрения продюсеров; в результате, я взял на себя смелость повернуть эту сцену все-таки в сторону анекдота, а не в сторону трагедии.
Примерно то же произошло и с драматургической линией Петрова. Для сцены его появления в доме героев я предложил сугубо ироничное музыкальное решение, еще один музыкальный номер-дивертисмент. Как мне казалось, здесь необходимо было снять ложный пафос, и, опять же, настаивать на анекдотичности происходящего в кадре. Как выяснилось, режиссеру как раз пафос и был дорог: он считал его искренним, и в музыке тоже хотел услышать нечто пафосно-драматичное. Но продюсеры поддержали мое предложение.
Так определились наши основные, существенные разногласия с режиссером. Были, впрочем, и не столь существенные. Например, в начале работы над музыкой к этому фильму Дмитрий Хананович предложил в качестве музыкального лейтмотива картины использовать тему ...скрипичного концерта Мендельсона. Для того, чтобы доказать ему, что Мендельсон не имеет никакого отношения к фильму "Подари мне лунный свет", мне пришлось сделать несколько музыкальных эскизов - условных аранжировок этой темы.
Предполагались и другие варианты музыкального оформления фильма. Например, Дмитрий Астрахан и Олег Данилов предлагали разработать тему Френка Синатры "Путники в ночи"; вопрос отпал из-за невозможности откупить авторские права. Тогда возникла идея песни "Лунный камень" А.Островского, строчка из которой дала название картине. Затем хотели использовать какой-либо другой шлягер 70-х годов, - ведь в начале картины герои слышат песню своей молодости... Однако ни один вариант не "ложился" на картину; скорее всего, ностальгический момент оказался недостаточно значительным для всей истории, - чтобы стать основой музыкальной драматургии. И тогда я предложил свою оригинальную музыкальную тему; она не то чтобы специально стилизована под музыку тех лет, но интонационно она оттуда, из 70-х годов. Эта музыка архаична, в хорошем, смею думать, смысле слова, - но при этом не так явно отсылает к временам 25-летней давности: фильм, в конце концов, не о 70-х годах, и сделан не только для тех, кто эти годы помнит.
Несмотря ни на что, мне на этой картине было чрезвычайно интересно работать. Во-первых, в ней снимались замечательные актеры, и интересно было "попасть в них" музыкой. Во-вторых, интересно было убедить создателей фильма в том, что предложенное мной музыкальное решение имеет право на существование.
«Подари мне лунный свет»:
комментарии продюсера Игоря Толстунова
Фильм "Подари мне лунный свет" вышел в свет без указания имен режиссера и автора сценария. Факт этот в практике нашей компании беспрецедентный, поэтому мы сочли необходимым дать ему подробный комментарий.
Работа над картиной "Подари мне лунный свет" продолжалась довольно долго. Съемки фильма совпали с августовским кризисом 1998 года. Из-за сложностей с финансированием работа над фильмом временно приостановилась, но съемки все же были завершены; дальнейшее производство картины велось с перерывами. В полном объеме монтажно-тонировочные работы закончились более чем через два года.
Авторский вариант монтажа картины "Подари мне лунный свет" не был принят продюсерами. Режиссеру было предложено внести в монтажную сборку ряд изменений, но он отказался.
Тогда продюсеры предложили Дмитрию Астрахану сделать два варианта монтажа картины - "продюсерский" и "режиссерский", а затем показать эти варианты будущим покупателям фильма, представителям прокатных фирм.
Из двух версий, представленных анонимно, специалисты смогли бы выбрать наиболее выгодную для дальнейшего проката.
В случае выбора режиссерской версии "НТВ-ПРОФИТ" принимала на себя все издержки по ее завершению и выпуску в прокат. Если бы прокатчики предпочли продюсерский вариант, расходы по доработке и выпуску картины (сопоставимые с гонораром режиссера) возлагались на режиссера.
От этого предложения Дмитрий Астрахан также отказался.
За время вынужденного простоя нашей картины автор сценария Олег Данилов и режиссер Дмитрий Астрахан включились в работу над другими проектами, и потому, в силу своей занятости, не смогли участвовать в переработке авторской монтажной "сборки". Окончательный вариант монтажа, озвучания и музыкального оформления фильма был сделан практически без участия режиссера и автора сценария. С этой, продюсерской редакцией картины, Олег Данилов и Дмитрий Астрахан не согласились. Согласно условиям авторского договора с режиссером, право утверждения окончательной монтажной версии принадлежит продюсерам. Поэтому продюсеры, заплатив авторам причитавшиеся им гонорары полностью, сочли себя вправе выпустить картину в свет в том варианте, который был сделан под нашей редакцией. В ответ автор сценария и режиссер фильма решили снять свои фамилии с титров.
Этот вариант разрешения проблемы, как нам кажется, был принят с пониманием и режиссером, и автором сценария, и продюсерами картины.