Водитель для Веры
Режиссер-постановщик: Павел Чухрай
Автор сценария: Павел Чухрай
Оператор-постановщик: Игорь Клебанов
Художник-постановщик: Ольга Кравченя
Композитор: Эдуард Артемьев
Звукорежиссер: Леонид Вейтков
Режиссер монтажа: Ольга Гриншпун
Художники по костюмам: Ольга Погодина при участии Екатерины Дыминской, Анны Кузнецовой
Редактор: Анна Кагарлицкая
Исполнительные продюсеры: Виталий Кошман, Людмила Захарова
Генеральные продюсеры: Игорь Толстунов, Александр Роднянский
Продюсер: Михаил Зильберман
Директор картины: Ирина Баскакова
Производство: "Первый канал", "Продюсерская фирма Игоря Толстунова" совместно с телеканалом "1+1" (Украина) при поддержке Службы кинематографии Министерства Культуры РФ.
В ролях: Игорь Петренко, Алена Бабенко, Богдан Ступка, Андрей Панин, Екатерина Юдина, Марина Голуб.
Аннотация
СССР, шестидесятые годы... Сержант Виктор молод, статен, смотрит на жизнь просто и прагматично. Он готов на все, чтобы добиться в жизни своей цели - сделать карьеру. Пока удача способствует ему - его, курсанта привилегированной Кремлевской роты, крупный армейский генерал берет своим личным водителем.
Генерал Серов рассчитывает женить его на своей неудачливой дочери Вере. Вера - хромоножка. Но нового водителя Виктора это не слишком смущает. Он вырос сиротой в детском доме, в нищете. Теперь, за шанс пробиться "в высшие сферы", Виктор готов жениться на дочери генерала. А влюбчивая Вера не замечает холодный расчет с его стороны, привязывается к нему, строит семейные планы. Да и сам Виктор, постоянно заботясь о Вере, меняется к ней - сострадание, нежность, надежда на будущее благополучие переполняют его.
Странный их роман развивается на генеральской даче в Крыму под Севастополем. Ласковое солнце черноморского побережья, атмосфера шестидесятых с их музыкой, модами, машинами, с их бытом и развлечениями, соседствуют в фильме с тайной борьбой за сферы влияния в "государственной машине". В этой борьбе жизнь генерала, его дочери и только что родившегося ее ребенка, судьба водителя Виктора станут всего лишь разменной монетой...
В финале, когда Виктор уже стоит на пороге быстрой армейской карьеры, он неожиданно жертвует всем. Он идет на смертельный риск ради спасения чужого ребенка и берет на себя ответственность за его судьбу...
Награды
2004: XV ОРКФ «Кинотавр» – главный приз «Золотая роза»; приз имени Григория Горина за лучший сценарий; приз гильдии продюсеров России за лучший продюсерский проект года (Игорь Толстунов, Александр Роднянский); приз «За лучшую режиссуру»
2004: XII Фестиваль российского кино «Окно в Европу» – приз «Выборгский счет»
2004: XII Фестиваль российского кино, Онфлере – Гран-при, приз зрительскийх симпатий; «Лучшая женская роль» (Алёна Бабенко); «Лучшая мужская роль» (Богдан Ступка)
2005: Национальная премия кинематографических искусств и наук «Золотой орел» – «Лучшая женская роль» (Алена Бабенко); «Лучшая мужская роль второго плана» (Богдан Ступка)
2005: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» – «Открытие года» (Алёна Бабенко); «Лучшая работа художника-постановщика»; «Лучшая музыка»
Номинации
2004: Национальная премия кинокритики и кинопрессы «Золотой Овен» – «Лучшая музыка к фильму» (Эдуард Артемьев); «Лучшая женская роль» (Алена Бабенко); «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Панин)
2005: Национальная премия кинематографических искусств и наук «Золотой орел» – «Лучший фильм»; «Лучший режиссер» (Павел Чухрай); «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Панин); «Лучшая музыка»
2005: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» – «Лучший фильм»; «Лучшая мужская роль» (Богдан Ступка); «Лучшая женская роль» (Алёна Бабенко); «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Панин); «Лучший режиссер» (Павел Чухрай)
2005: Российская народная интернет-кинопремия «Жорж» – «Лучший отечественный фильм»
2005: МКФ в Карловых Варах – приз «Хрустальный глобус»
Участие в фестивалях:
2004: ОРКФ «Кинотавр», Сочи (конкурс)
2004: Фестиваль российского кино «Окно в Европу» в Выборге
2004: Фестиваль российского кино в Онфлере, Франция
2005: МКФ в Карловых Варах, Чехия (конкурс)
Создатели о фильме
Павел Чухрай: «Наш фильм - мелодрама с ярко выраженным любовным треугольником…
…Честно говоря, я уже не помню, когда конкретно у меня возникла идея сценария «Водителя для Веры». Но сам замысел складывался их многих моих впечатлений. Когда я был молод, мне неоднократно доводилось встречаться с удачливыми людьми, похожими на Виктора. С людьми, состоявшимися благодаря родителям жены. И хотя по молодости я их не понимал, мне было интересно за ними наблюдать. Было интересно, каковы же они, эксплуатирующие любовь, делающие карьеру на чувстве другого человека. Помню, тогда это меня возмущало, но с возрастом я начал понимать, что мое отношение к ним не совсем правильно. Жизнь гораздо сложнее…
…Виктор вообще–то не любит Веру. Это, скорее, появившееся родство душ, сближение двух одиночеств. Страсть и влечение у него ко второй героине – Лиде, которая как женщина ему интересней...»
Богдан Ступка: «1960-е годы – время особенное, со своими особенными условиями игры. Тогда сама эпоха требовала от человека жесткости, иногда даже жестокости, хотя внутри он мог быть совершенно другим. Впрочем, власть и сейчас делает людей. Они начинают чувствовать себя выше, становятся жестче. Но весь мир - театр, все люди – актеры, и генералы в том числе. Снаружи - взгляд, твердость, жесткость... В душе же - трепет, особенно если это касается судьбы дочери.
…Роль Серова по большей части роль психологическая. И когда я к ней готовился, я, конечно же, пытался понять, прочувствовать его боль. И, как мне кажется, угрюмость Серова, его жесткость – это лишь маска. С дочерью он совершенно другой. Он простой, обыкновенный, совершенно нормальный, его трогает боль. И он очень хочет помочь дочери, хочет спасти ее...»
Игорь Петренко: «Водитель для Веры» – это невероятное сплетение жизненных обстоятельств и человеческих судеб. Люди здесь оказываются в таком положении, когда они должны для самих себя решить, что же для них важно. Возьмем, например, моего героя - Виктора. На мой взгляд, изначально он совсем неплохой парень. Но сама жизнь ставит его в такие условия, когда сам он не может принимать решения. У него было непростое детство: рано погибла мама, в детдоме умерла любимая сестренка. Когда же он попадает в армию, ему кажется, что вот оно - спасение. Но его только все больше и больше закручивает, все дальше, все глубже, и он уже перестает понимать, что происходит. Когда же начинает задумываться, ему дают подзатыльник: делай, не думай!
Виктор - человек маленький, от него мало что зависит, за него некому заступиться. Пропадет водитель - кто его хватится? И он, как может, пытается выжить. На мой взгляд, Виктор и Вера, стали просто заложниками обстоятельств. Ведь, по отношению к Вере, у него не было сначала сильных чувств. Да, она ему нравилась, да, ему было жалко ее, но не больше. Только в финале фильма, Вера становится для него по-настоящему близким, родным человеком. И только в финале у него появляется выбор - либо иллюзорное счастье с полной потерей себя, либо...»
Алёна Бабенко: «Мне кажется, одиночество Веры – это, в первую очередь, страх. Страх, порожденный ее хромотой, детством без матери. Вера – волчонок, ей страшно быть счастливой, она не верит, что счастье для нее возможно. И вдруг рядом оказывается человек, которому она доверилась, которого полюбила. Но, мне кажется, любовного треугольника тут как такового нет. Вера не может ревновать к Лиде, они на разных «планетах» - горничная и дочь генерала.
На мой взгляд, «Водитель для Веры» - это фильм о людях, попавших в жесткие «тиски» обстоятельств. И, как мне кажется, главный посыл фильма в том, что нужно оставаться человеком при любых обстоятельствах, чего бы тебе это не стоило...
Ольга Кравченя: «На мой взгляд, «Водителем для Веры» Павел Чухрай словно продолжает рассказ уже начатый в «Воре», рассказ о сложной и неоднозначной эпохе 1960-х годов.
«Водитель» - это еще одна попытка отразить настроения того общества, взглянув на него с другой стороны. Это одновременно и история обыкновенных людей, и история их взаимоотношений с государством. И, наверное, не случайность, что главные герои – в основном люди военные, то есть вынужденные по долгу службы подчиняться. Ведь в то время даже самому обыкновенному человеку, не говоря уже о таких высокопоставленных чиновниках, как генерал Серов, было сложно оставаться честным и перед самим собой, и перед другими людьми. Что же до Виктора, я бы не сказала, что он приспособленец. Он - человек маленький, в сущности, совсем неплохой парень. И именно в этом его трагедия…»
Игорь Клебанов: «Водитель для Веры» - «пирог» со многими слоями. С одной стороны - это драма страны. С другой - драма людей, волею судьбы в ней родившихся. И мне кажется правильным, что Павел Чухрай решил завершить картину многоточием. Человеческие отношения, в том числе и любовные, в принципе не предполагают какой-либо однозначности. Тем более в такой сложной ситуации, в которой оказались герои…»
О съемочном процессе
Сценарий фильма Павел Чухрай написал в 2000 году за 2,5 месяца. Реализация проекта началась 2001 году.
Съемочный период картины продлился с 22 апреля 2002 года по 20 октября 2003 года (с учетом досъемок). Группа работала в самом Севастополе и в его окрестностях: поселке Алсу и поселке Каче, а последние дни съемок проходили в Москве, в штабе Московского военного округа и у Спасских ворот Кремля.
Бюджет картины составил 3,3 млн. долларов. Длительность фильма: 114 минут.
Актеры
Подбором актеров Павел Чухрай занимался очень кропотливо: «Важно не только подобрать лицо, важно, чтобы актер стал в итоге твоим единомышленником, соавтором картины, а роль – частью его биографии».
Особенно трудно было найти исполнительницу главной роли – актрису, сыгравшую взрывной характер Веры, которая ведет себя иногда как ребенок, а иногда как фурия. В выборе режиссер не ошибся. Алена Бабенко оказалась не только неординарной драматической актрисой, но и очень трудолюбивым человеком. Когда Алена готовилась к роли, она придумала биографию своей героини, которая, на ее взгляд, привела Веру к такому трагическому восприятию жизни.
«На роль водителя пробовались несколько очень хороших актеров, – вспоминает Павел Чухрай. - Но Игорь, помимо того, что он профессиональный актер, обладает еще какой-то особенной мужской притягательностью, а она чрезвычайно важна для этой роли».
Что же до Богдана Ступки, то, по признанию режиссера, он уже давно следил за работой украинского актера и на роль генерала предполагал именно его.
«По завершении съемок, могу сказать - я был счастлив работать в такой компании. Богдан Ступка, Андрей Панин, Игорь Петренко, Алена Бабенко, Екатерина Юдина – все это замечательные люди и замечательные актеры. Они - вне конкуренции».
Дом генерала
Жилище для генерала разыскивали в течение нескольких месяцев. Продюсер Михаил Зильберман и Павел Чухрай объездили прочти весь Крым в поисках дома. Просмотрели массу дач, пансионатов, домов отдыха. Нашелся же дом в итоге совершенно случайно. Продюсеру и режиссеру посоветовали заглянуть в детский санаторий, который размещается в особняке позапрошлого века, бывшем здании революционного штаба крымских партизан. Дом пришелся по вкусу всем, но «утвердили» его для съемок далеко не сразу, так как находится он далеко от города, и добраться до него непросто. Единственная недостроенная дорога, местами размытая паводками, поначалу отпугнула кинематографистов. Но дом стоил того, и решение было принято в его пользу, а дорогу пришлось отремонтировать.
Несмотря на то, что действие фильма происходит в относительно недавние 1960-е годы, «Водитель для Веры» можно смело называть исторической постановкой. По словам художника-постановщика Ольги Кравчени, реквизита 60-х годов почти не сохранилось, и для его поиска в ход пошли все возможные средства – даже объявления по местному севастопольскому радио и покупки на «блошиных» рынках. В течение нескольких месяцев собиралась разнообразная домашняя утварь и мебель для обстановки зажиточного дома генерала.
Дачу семейства Серовых художникам пришлось переделывать не только внутри, но и снаружи. Ведь не только сам дом, но и его двор должны были полностью соответствовать оформлению дач высокопоставленных чиновников тех лет. И к этой задаче художники подошли со всей скрупулезностью. Вместо прежнего, пришедшего в негодность асфальта, был насыпан гравий. А специально приглашенные дизайнеры разбили перед домом клумбы. Причем цветы для этих клумб разыскивали в радиусе 100 км вокруг Севастополя. В итоге дом настолько преобразился, что директор детского санатория в Алсу опасался, как бы дом после съемок не перекупили.
Костюмы
Сшить гардероб героев из современных тканей было невозможно - одежда выглядела бы совсем иначе. Художникам пришлось разыскивать подходящие ситцы и в Москве, и в Иванове, и в Крыму.
Настоящим спасением для костюмеров стали «блошиные» рынки Севастополя. Вряд ли домохозяйки 60-х могли себе представить, в какой восторг будут приходить дизайнеры и стилисты начала XXI века, скупая их авоськи из бисера или газовые косынки, которыми генерал Серов одаривает прислугу во время праздника Военно-Морского флота. Говорят, они даже сохранили слабый запах знаменитой «Красной Москвы»…
Самый большой «гардероб» в картине был у главной героини Веры - Алене Бабенко приготовили 14 костюмов.
Для пошива более 2000 костюмов для фильма привлекали ателье севастопольского Театра Луначарского, московские и петербургские мастерские. Зато в севастопольских ателье чудом удалось отыскать тех портных, которые в 60-е годы шили офицерские мундиры; они точно помнят, какими должны быть генеральские и адмиральские брюки согласно уставу того времени.
ЗИМ
Разыскивая ЗИМ, подходящий для съемок, группа взяла на учет все машины этой марки, сохранившиеся в Москве, на Украине и вообще в СНГ. В конце концов прекрасный ЗИМ был найден в Киеве. Ее предоставила напрокат фирма «Авторетро», занимающаяся реконструкцией коллекционных автомобилей. Ее руководитель пошел навстречу продюсерам картины и отдал им машину, отреставрированную под специальный заказ из Швейцарии.
В фильме участвовали 3 ЗИМа. Для первого, сверкающего лаком и хромированной отделкой, был построен настоящий добротный гараж на территории дачи генерала. Второй – «клон», собранный из запчастей, погиб в пропасти. Третий «ЗИМ» был запасным.
Севастополь
Сложность натурных съемок заключалась в том, что улицы Севастополя не просто изменились, а изменились почти до неузнаваемости. Съемочная группа подыскивала такие места, где Севастополь остался еще советским. Конечно, и над этими улицами пришлось потрудиться: демонтировали рекламу, завешивали ее старыми вывесками, добывали автобусы и троллейбусы 60-х годов. В результате, съемка Севастопольской площади в фильме выглядит как самая настоящая хроника.
Трюки и спецэффекты
Так как действие картины разворачивается в 1962 году, а время это уже историческое, создателям картины пришлось использовать компьютерные технологии. Например, в эпизоде, где машина генерала Серова въезжает под своды Спасских ворот Кремля, флаг Российской Федерации заменили флагом СССР. При помощи компьютера пришлось «стирать» в кадре и дома современной постройки.
А вот самые сложные трюковые сцены – авария в горах и пожар в гараже – обошлись без компьютера. Павел Чухрай поставил перед каскадером Сергеем Воробьевым непростую задачу – все должно быть, как в жизни.
Для Сергея и его помощников (Бориса Карелина и Виталия Серегина) особенно трудным стал эпизод с «ЗИМом», который должен упасть с горы прямо в пропасть. Был сооружен специальный «клон» «ЗИМа» - именно его, а не действующую машину, следовало разбить в пропасти. Во время съемок аварии отличились и Игорь Петренко, и Богдан Ступка, который мужественно согласился сниматься в аварии (его герой вываливается из машины на краю пропасти) самостоятельно. А смелостью Игоря Петренко восхищались даже бывалые каскадеры. Например, в эпизоде, где Виктор удерживает машину на краю обрыва, Игоря никто не дублировал, он все делал сам.
«Игорь просто молодчина, - рассказывает Сергей Воробьев. - Съемка действительно была очень опасной. Мы страховали его, поддерживая машину за кадром, но в съемке всегда остается риск…» А вот в эпизоде, где Виктор выводит «ЗИМ» из пылающего гаража, на месте водителя сидел сам Сергей Воробьев.
Интересной была также и съемка пожара. Из гаража сделали «карточный домик», стены и крыша которого разбирались, как в детском конструкторе, в зависимости от съемочной задачи. А вместо бензина использовали специальный клей, который сгорает куда быстрее и не позволяет огню перекинуться на другие постройки.
В кадре, где душат генерала Серова, использовали удавку-обманку. Актер может сколько угодно затягивать ее на шее другого - задушить ею просто невозможно.
Цвет
Цветовая гамма «Водителя для Веры» - это единство противоположностей. Солнечный Севастополь, загородные пейзажи, морские виды и южная яркость – все это должно быть в контрапункте с жесткой, беспощадной сюжетной коллизией.
По словам Игоря Клебанова, цветовая гамма картины преимущественно «тепло-золотистая», а иногда «колко-холодная».
Разное
«Алсу» в переводе означает «чистая вода». Столь необычное название поселок получил от источника, бьющего рядом в горах. Причем местные жители настолько убеждены в его целебных свойствах, что даже соорудили бассейн, заполненный ледяной водой из родника. Плавать там могли только самые смелые «моржи» - например, Андрей Панин.
В качестве консультантов на съемки были приглашены бывшие кадровые военные, служившие в этих местах около сорока лет назад. Всего за сорок прошедших лет переменилось и забылось так много, что военные напоминали больше историков, консультирующих съемки исторического фильма.
Во время съемок праздника Военно-морского флота в массовке были задействованы более 1500 человек, среди которых - моряки Российского Черноморского флота, базирующиеся в Севастополе.
«Адмиральский» катер искали очень долго. Причем поиски проходили на речных пристанях от Москвы и до самой Астрахани, на Днепре, в Одессе и в Севастополе. Наконец, когда подходящий катер был найден, хозяин согласился дать его для съемок при одном условии: катер должен быть дважды перекрашен. Сначала из «жовто-блакитного» в белый, как и положено адмиральскому судну, а затем опять, в патриотический желто-голубой, и уже в таком виде передан хозяину.
По сценарию Лида – не только горничная, но и лейтенант. Поэтому и праздник Военно-морского флота она должна была отмечать не в платье, а в офицерской форме. Но во время съемок режиссер решил отказаться от такой подачи образа Лиды, и актриса Екатерина Юдина еще долго сокрушалась по этому поводу, в шутку сообщая всем, что ее «лишили погон».
Отдав «Водителю для Веры» два года жизни и проделав нелегкий путь от Севастополя до Москвы, свой последний съемочный день группа провела на Красной площади. Знаковость этого дня, видимо, оценили даже власть предержащие - впервые за долгое время на Красной площади специально для съемок были открыты Спасские ворота.