Питер FM

Жанр: мелодрама
Режиссер-постановщик: Оксана Бычкова

Авторы сценария: Нана Гринштейн, Оксана Бычкова
Оператор-постановщик: Иван Гудков
Художник-постановщик: Игорь Коцарев
Композитор: Кирилл Пирогов
Монтаж: Светлана Иванова при участии Ольги Гриншпун
Звукорежиссер: Юлия Егорова

В ролях: Екатерина Федулова, Евгений Цыганов, Алексей Барабаш, Ирина Рахманова, Наталья Рева, Олег Долин, Евгений Кулаков, Кирилл Пирогов, Татьяна Кравченко, Александр Баширов, Артем Семакин, Алексадр Хван, Андрей Краско, Владимир Машков, Роберт Городецкий, Юрий Цурило, Андрей Шарков, Евгений Филатов, Павел Басов

Аннотация

Маша – диджей на популярном питерском радио, Максим – молодой архитектор. Маша готовится к свадьбе с бывшим одноклассником Костей, Максим победил в международном конкурсе архитекторов, и теперь его зовут на работу в Германию. Но оба они не уверены, что им нужно именно это. Максима удерживает в Питере любовь к девушке, которая его оставила, а Маша чувствует, что ее жених Костя – совсем не тот человек, который ей нужен.

И, кто знает, как бы повернулась их судьба, если бы не Случай – Маша теряет мобильный телефон, а Максим его находит…

Такая история могла произойти только в большом городе, который сталкивает и разводит персонажей на своих улицах. Это лирическая история о двух молодых людях, оказавшихся перед выбором, когда каждый должен решить – что же для него действительно важно? Возникший между героями «телефонный роман», понимание и тепло, которые они нашли друг в друге, помогают им отыскать верное решение своих проблем. Выбор сделан. И теперь, казалось бы, ничто не мешает Маше и Максиму встретиться…

Награды:

2007: XV Фестиваль российского кино «Окно в Европу» – приз за дебют
2007: Кинонаграды «MTV Россия» – «Лучшая женская роль» (Екатерина Федулова); «Лучший саундтрек» («Вне зоны доступа» (Город 312))

Номинации:

2007: Кинонаграды «MTV Россия» – «Лучшая мужская роль» (Евгений Цыганов); «Прорыв года» (Екатерина Федулова); «Лучшая комедийная роль» (Владимир Машков)
2007: Национальная премия кинематографических искусств и наук «Золотой орел» – «Лучший фильм»; «Лучшая мужская роль» (Евгений Цыганов); «Лучшая музыка»; «Лучший монтаж»; «Лучшая работа звукорежиссера» (Егорова Юлия)
2007: Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «НИКА» – «Лучшая музыка»; «Открытие года» (Оксана Бычкова)
2007: Российская народная интернет-кинопремия «Жорж» – «Лучший отечественный фильм»

Подробно...

Александр Роднянский

Про историю и жанр

Главное, что есть в фильме - ощущение весеннести жизни, не погоды, а именно жизни. Вот-вот что-то случится, придёт хорошая погода. Словно жизнь главных героев беременна чем-то славным. Это делает фильм непохожим на другие, законченным высказыванием, если хотите.

История с телефоном оказалась очень точной, очень ясной, вроде бы очень простой, но абсолютно самодостаточной. Её хватило для всего фильма.

Два персонажа в совершенно разных предлагаемых обстоятельствах, переживающих - один драму, вторая – сомнение, и между ними вдруг появляется химия отношений – мне кажется, этого было абсолютно достаточно.

Про встречу и правдоподобие

Конечно, в жизни герои Кати и Жени не могут встретиться, я такого не представляю. У меня был выбор между «не встречаются вообще», то есть максимально грустным финалом и тем, который есть в фильме, который остроумный, хороший и, конечно же, очень, я бы сказал, комфортабельный для аудитории.

Мы же не говорим, что произойдёт с этими людьми после встречи. Они встретятся, и мы это знаем, и в этом состоянии мы героев оставляем. Но главное-то уже с ними случилось!

Про зрителей

Аудитории существуют ожидаемая и желаемая. И ожидаемая - это в первую очередь молодые люди, точнее, девушки от 14 до 28 лет. У них фильм может иметь очень большой успех.

Но, мне кажется, эта история легко перекладывается на эмоциональный язык и более старшей аудитории. И поэтому желаемая аудитория, конечно, шире: 14 - 49. «Питер-FM» может оказаться значительно более широким фильмом, чем ожидали даже те, кто его делал.

Фильм сочетает в себе традиционные советские кинематографические приёмы, ориентированные не на современную молодёжную аудиторию, а с другой стороны в нем присутствуют идея, герои и музыка – они из совершенно другого, не советского мира. И эти сочетания двух не смыкаемых подчас контекстов делают фильм приемлемым и для той, и для другой аудиторий.

Я вообще не очень верю в такого рода столкновения. Но здесь это получилось. Я не любитель традиционной советской фактуры в нынешнем кино, мягко говоря, для меня это чуждо. Но здесь это получилось очень адекватно.

Камео без опасности

Не было никакой опасности того, что приглашенные звезды затмят дебютантов. Было ясно, что при таком количестве появлений главных героев в кадре, я бы даже сказал, в отсутствие эпизодов и параллельных линий, они не окажутся на вторых ролях.

Питер по-новому

Главный герой помимо двух персонажей фильма – это Питер и, мне кажется, что город виден по-новому. Он не страшный, не город, скажем, Гоголя или Достоевского, не мрачные дворы, не маленькие затерявшиеся люди на фоне огромной архитектуры, но и не экспортная открытка, а полноценный, безумно красивый, очень разный и далеко не всегда отреставрированный, но замечательный город.

Про телефоны и потери

Я эксперт по части потерь, это главная проблема моей жизни. Я терял минимум пятнадцать мобильных телефонов. Теряю ручки, телефоны, а когда курил – и зажигалки, так что для меня понятно всё, что происходит в фильме.

Про социальное и современное

Поначалу в сценарии было много социального, как ни странно. Были сложности жизни, пришедшие из начала 90-х. Например, мальчик не может устроиться, причем мальчик – архитектор приличного уровня. Разве сегодня можно всерьез представить такое?!

С другой стороны, это очень современный фильм. Это фильм про сегодняшний Питер, про сегодняшнюю Россию. Персонажи – они сегодняшние. Они завтра будут выглядеть иначе. И это, конечно, не социальность, но это современность.

Игорь Толстунов

Про риск и свежесть

Оксана принесла такой замечательный сценарий, что мы в него влюбились: прозрачный, акварельный, нежный, при этом динамичный, с юмором, с иронией и, как нам показалось, очень современный.

Было ясно, что эту историю может сделать только очень молодой человек. Мы не могли предложить этот сценарий 50-60 (и так далее) -летним режиссерам, потому что главное очарование истории - ощущение ожидания любви, любви еще нет, но она уже почти есть... Это состояние, несомненно, лучше чувствуют те, кому 20, нежели те, кому 60. И мы решили рискнуть и доверить эту работу дебютантке, для того, чтобы получить вот эту свежесть. Кроме того, было важно, что Оксана очень хотела этот фильм снять. Лучше пусть она, очень желающая, попробует это сделать, чем мы позовем кого-то, кого это история не слишком вдохновит.

«Питер FM» - это романтическая комедия с очень тонкими фактурами, и это надо почувствовать и очень захотеть сделать. Причем, в любом случае, наш выбор был бы крайне невелик: мы искали бы тоже дебютанта или режиссера, у которого «Питер FM» был бы второй картиной. А выбор режиссеров у нас страшно небогатый.

Про оператора и летящий город

Оксана сказала: «Я бы хотела, чтобы это снимал Иван Гудков». Мы посмотрели его работы (а у него на тот момент не было ни одного даже крохотного игрового фильма): Иван принес свой документальный фильм про бейс-джамперов, отчаянных ребят, которые прыгают с гор и крыш с ручным парашютом. В этом фильме был воздух, и было понятно, что оператор чувствует движение. Кроме того, ясно, что комфортнее работать в команде не просто единомышленников, но людей, которые тебя понимают с полуслова, взгляда и которым многое не надо объяснять. Считаю, мы приняли правильное решение: Иван Гудков снял Питер таким, каким я его в кино никогда не видел. В кино Питер либо, как принято говорить, «Петербург Достоевского» - мрачный, грязный, с подворотнями, либо помпезно-екатерининский. А здесь это легкий, летящий город.

Мы понимали, что любители кино, несомненно, разглядят у нас некие параллели с фильмом «Прогулка» Алексея Учителя. И здесь и там – словно бессюжетное движение. Но «Питер FM» построен и снят совершенно иначе. Если кино Учителя - это прогулка из пункта «А» в пункт «Б», то наша история - это история невстреч. Это путь двух людей, которые все время движутся разными галсами, но никак не могут встретиться.

Про драму и легкость

Когда мы сложили картину, возникла проблема: на стадии сценария мы представляли себе историю воздушную, прозрачную, а в первом варианте монтажа был перевес в сторону драмы. Потому что параллельно с невстречами и ожиданием любви у героев происходят личные драмы. Героиня решает не выходить замуж за человека, с которым у нее буквально завтра свадьба, а героя бросает его любимая девушка. Эти переживания в сценарии были все-таки периферийными, как, собственно, и бывает в жизни: тебя бросила девушка, а потом ты встречаешь другую и просто забываешь про бывшую подругу. Тем более легко это происходит в молодом возрасте, а нашим героям ведь 22-23 года.

Нам потребовалось много времени и усилий, чтобы драмы сгладить; и это удалось, в итоге кино получилось ясным и романтическим.

Про ожидания и надежды

Окончательную точку в понимании того, что наши риски и труды оправдались, поставили прокатчики. Я не скрою, до последнего момента у меня были сомнения. Съемки закончились почти год назад. Когда ты бесконечно смотришь разные варианты фильма, глаз «замыливается». Но наш фильм посмотрели прокатчики - крупнейшая прокатная компания «Гемини Фильм», и сказали: «Нам фильм нравится.Думаем, что сможем обеспечить национальный выпуск». И только тогда я понял, что кино получилось. Речь идет о выходе картины 350 копиями. Для сравнения, у «9 роты» было 420 копий, «Бумер. Фильм второй» вышел 450 копиями. Наша картина скромнее, но мы рассчитываем на успех в прокате. И имеем для этого все основания.

Оксана Бычкова

Про 14 дебютантов и страхи

Наш фильм не просто дебют, а настоящая «школа» кино. Дебютантами в полнометражном кино на картине были: продюсер, режиссер-постановщик, оператор-постановщик, художник-постановщик, художник по костюмам, композитор, ассистент по реквизиту, второй режиссер, второй оператор, актриса-исполнительница главной роли, помреж, ассистент по актерам, администратор на площадке, костюмер. Опытными были генеральные продюсеры, директор и звукорежиссеры, они нам и рассказывали, что и как бывает в кино.

У нас почти вся группа снялась в маленьких ролях: звукорежиссер играет звукорежиссера, художник играет менеджера проката лимузинов, механик камеры играет дядьку в свадебном салоне в розовой рубашке, девушка, которая продает цветы - это наш гример, девушка, танцующая в окне - это моя сестра Ольга, наш художник по костюмам, все они охотно работали и шли мне навстречу.

Огромное спасибо Кириллу Пирогову, он в нашем фильме был много больше, чем композитор. Кирилл многому научил меня, во время озвучания он настоял, чтобы актеры говорили как можно естественнее, рассказывал, что серьезные вещи нужно делать смешно, а смешные серьезно. Я очень ему благодарна.

У меня, конечно, был страх, но не кино снимать я боялась, а… актеров. Как к ним подойти, как сделать так, чтобы между нами возникло взаимопонимание? В начале, конечно, некоторые смотрели косо: девушка, да еще дебютантка. А потом прошла неделя, и вижу, что меня успели полюбить.

Главной победой я считаю то, что немного научилась терпеть. Кино - ведь это такая долгая история…

Про случайные встречи

Случайности меняют жизнь. Были два совершенно неправильных человека, Маша и Максим, и случай свел их вместе. С Костей-то все понятно: живет ответственный, взрослый человек, зарабатывает деньги, приходит момент жениться, он женится, ничего плохого в нем нет, все продумано до мелочей. А Максим приехал из другого города, жилья нет, работы тоже нет, все у него случайно…

Все встречи, которые были у меня в связи с «Питером FM», случайны. С автором сценария Наной Гринштейн я познакомилась через Интернет. Оператор Иван Гудков собирался снимать кино вместе с моей сестрой, они поехали выбирать объекты для съемок, попали в аварию, приехали после этого ко мне - так я с ним и познакомилась.

Про потери

За то время, что делался «Питер FM», 7 телефонов у меня украли, и ни одного не вернули!

Нана Гринштейн

Про время и настойчивость

В начале работы над сценарием «Питер FM» Оксана Бычкова принесла мне три новеллы. У меня тогда совершенно не было времени что-то писать, я работала на телевидении и вся неделя была расписана по часам, оставались суббота и воскресенье. Но Оксана - человек очень настойчивый, она стала добиваться, чтобы я все же взялась за сценарий. Я взяла материал, все вычитала, вычленила для себя самое интересное и дальше мы в любую свободную минуту, днем и ночью, сидели у меня на кухне и обсуждали, спорили, придумывали, устраивали мозговые штурмы и придумывали недели 2-3. После этого Оксана попросила меня написать хотя бы поэпизодный план, сказала, что он нужен ей к понедельнику (а был вечер пятницы). В субботу утром я села за компьютер, начала писать первый эпизод, а сама думаю - я же знаю, какие у них там диалоги, почему бы сразу их не записать? К вечеру этого дня у меня уже было написано порядка 30 страниц, и к вечеру воскресения сценарий был готов. Оксане понравился первый вариант, она внесла коррективы, и дальше мы уже просто встречались, спорили, даже ругались, переделывали вместе еще 2 недели и завершили его.

Сначала мы хотели закончить фильм проходом Макса и Маши друг мимо друга, мне казалось, что их последний телефонный разговор, когда Максим звонит на радио и его узнает Маша - это подачка здравому смыслу. Мне хотелось оставить финал открытым, было понятно, что эти люди уже и так что-то значат в жизни друг друга, вне зависимости от того, встретятся они или нет. Но когда я увидела первый монтаж - я успокоилась, поняв, что фильм стал жить своей жизнью.

Евгений Цыганов

Про дебютантов, мэтров и первую любовь

Когда мы встретились с Оксаной Бычковой, у меня было три предложения: роли в фильмах «9 рота», «Старлей, Победа и весна» и «Питер FM». Но Оксана мне сказала: «Мы тебя не пробуем, мы тебя утвердили на главную роль».

Оксана сначала даже немного напугала меня своим образом человека, с которым нельзя не найти общего языка. Она излучает позитив и радушие, а я не могу работать с людьми, с которыми нельзя поспорить, это меня очень расслабляет. Мы нашли общий язык. Я вообще вредный человек, но тут отдавал Оксане на откуп очень многое, чувствуя, как она правильно видит и город, и саму историю.

Оператором на нашей картине работал Иван Гудков, с которым мы вместе учились в Московской международной киношколе, многих ребят из команды я тоже знал. Мне показалось, что хорошо поработать два месяца в Питере, уехал и совершенно не жалею об этом.

Есть феномен первого кино – это как первая любовь. У меня это был фильм «Коллекционер»: критики картину конечно разнесли, но для меня это дорогие воспоминания. А «Питер FM» - дебют сразу у такого количества людей, все у них в первый раз, и это дало фильму легкость, свежесть.

Про Питер

Московские и питерские люди различаются скорее на уровне имиджа. Питерский имидж, если мы это так назовем, меня привлекает, в нем много обаяния, такие люди мне интересны. Иногда они наивны, со своим снобизмом, равнодушием, леностью, но они все равно милы. Мой герой - он ведь не питерский, он из Нижнего Новгорода, но вот это «питерское» отчасти и создают такие приезжие, как Макс, люди.

Мы начали снимать со сцен в мастерской Мака на крыше. Шикарное место на Петроградской стороне. Бабушка, хозяйка этой мастерской, подошла ко мне и спрашивает: «Ты на крыше то был?». А нас проинструктировали, что строго настрого нельзя, опасно, ну я и говорю: «Не, не был». А она: «Пошли!». И эта бабуля полезла по крышам и стала показывать мне переходы с дома на дом...

Про героя нашего времени

Мой герой Максим избегает поступков. Макс - художник. Иногда реальное пространство не устраивает человека, начинает его раздражать и человек ищет альтернативу. Если разобраться, война, бизнес, спорт - все это игры, в которых ты можешь стать первым, чемпионом. Есть люди успешные в этом, они становятся чемпионами, или хотя бы понимают свою перспективу, они думают: я заработал больше других, значит я чемпион, прибежал первым, значит я молодец.

Я в эти игры не играю, хотя мне эта тема понятна, близка - у меня все складывается удачно в том, что называется карьерой, делом. Я снимаюсь, мне предлагают новые роли, гонорары растут, но это похоже на кошелек, который ты находишь, когда не ищешь.

Максу предлагают ехать в Берлин, это то, чего хотели бы многие из его окружения, это возможность сделать карьеру, заработать денег, стать первым. А он занимается бумажной архитектурой - чем-то ускользающим, существующим лишь в воображении.

В Питере такие качества человека очевиднее становятся, там не так много работы, как в Москве, и многие просто существуют вне социального контекста. Есть много молодых, у которых работы нет вообще. Вот Макс скорее такой.

Режиссер мне говорила: ты играешь никого, и всех нас...

Екатерина Федулова

Про случайности и потери

Фильм, по-моему, о том, что жизнь состоит из случайностей, которые случайны только на первый взгляд…

Вот Маша - она, скорее всего, вышла бы замуж за Костю, потому что все шло к этому, а случайная потеря телефона все переменила. Это совсем не значит, что они встретятся с Максимом, и будут с ним вместе обязательно. Нет, просто она решила жить так, как хочет сама, а не так, как от нее ждут.

Про дух

В фильме присутствует дух 60-х. Сейчас молодежное кино редко обходится без сцен насилия, чернухи, а этот фильм – он очень светлый, жизнеутверждающий, он дает хорошее настроение.

Фильм, наверное, нельзя назвать строго молодежным. Здесь люди постарше, они уже стоят перед необходимостью выбора, начинают понимать, чего хотят и в профессии и в личной жизни, им никто не навязывает готовых решений, они выбор делают сами.

Про Питер и FM

В Питере я бываю раза два в год. В фильме он не то чтобы задает атмосферу, он участвует как самостоятельный персонаж. Маша и Максим должны встретится, но Маша постоянно опаздывает, у Макса проблемы с отъездом, и тут вдруг что-то начинает происходить на уровне города, он словно заинтересован во встрече наших героев и помогает им.

Питер многие считают криминальным, но я этого не почувствовала, он скорее хиповский. Во время ночных съемок я так привыкла не спать, что за выходные не успевала перестроиться, и ночью просто выходила одна гулять, часов до шести утра, наслаждалась городом, были белые ночи, рыбаки на Неве, мосты... Если бы в Москве снимать эту историю, то она вышла бы совсем другой.

Во время практики на радио я в основном общалась с Катей Срывковой с «Максимума», в эфире она такая «зажигалка»! Она настоящий ди-джей, у неё безумный посыл, она отдает веселое настроение, так что хочешь - не хочешь, к тебе приходит это веселое настроение, появляется ощущение, что все хорошо.

Про дебют и дружбу

Когда мы начинали снимать фильм, я только что закончила институт и даже на выпускной не попала.

Я знала, что будут сниматься звезды и конечно очень боялась. Мне знакома была только Ира Рахманова – мы учились в одном институте, и когда она приехала, я сразу к ней: «Ира! Как хорошо, что ты приехала, а то все тут народные, заслуженные…»

Ира - веселый, открытый человек, она мне помогала очень, придумывала какие-то штуки. Вот, например, про маньяков: «А-а, маньяки!» (это когда звонят по телефону в студию с вопросами про мои размеры), или как мы скачем по коридору, когда я выхожу от начальника – тоже она придумала. Наша дружба в жизни и в фильме нам помогла.

Ирина Рахманова

Про надежду

Это кино про то, что всё, что ни делается, всё к лучшему. Для меня это абсолютно точная формулировка, краткое содержание фильма, потому что все истории, которые в сюжете переплетаются, именно про это. Не потеряла бы Маша телефон, не встретила бы она Макса, и ничего бы не было. И все, все из таких вот случайностей. Я убеждена, что очень нужно нам сейчас такое кино - с надеждой. Сначала был другой вариант финала фильма, открытый, где зрителю предлагали неизвестность относительно дальнейшей судьбы Максима и Маши: утонул телефон, и всё. По-моему, это было бы убийством. Мне, как зрителю, нужно, чтобы мне говорили - непонятно, что будет впереди, но все будет!

Про Питер

Питер для меня - магический город, и мне важно было в этом фильме участвовать еще и потому, что я очень люблю Питер. Но раньше у меня как-то с ним «не складывалось». После первой поездки я 4 года никак не могла туда снова поехать, не получалось, такое впечатление, что меня город не пускал. Но после съемок в «Питер FM» все это прошло.

Мне очень нравится работать в Петербурге, нравится город, нравятся люди, мне хорошо в нем. Я раньше не верила (когда не ездила никуда), что бывают «твои» и «не твои» города. Но после недавней поездки в Рим стала понимать, о чем речь. Питер – мой город.

Про праздники, музыку

Я день рождения отмечала на площадке «Питер FM». В тот день я как раз работала, и группа устроила мне сюрприз: сделали выдвижную вечеринку прямо в студии, где радиорубку снимали. Устроили там веселье, слушали музыку - получился настоящий праздник, с этими распахнутыми на питерскую улицу окнами! Мальчики написали на спине буквы, потом завели меня в комнату, сняли футболки, и получилась живая надпись «С днем рождения!».

У нас в гримвагене стоял магнитофон, и мы постоянно слушали музыку. А наушники в кадре мои: я когда приехала, предложила Оксане, что я буду ходить в плеере с большими наушниками, как будто Лера так и не расстается со своей музыкой никогда.

Алексей Барабаш

Про Костю

Когда мы встретились с Оксаной, здесь, в Петербурге в кафе, она на меня посмотрела и сказала, что вообще-то видит Костю иначе. Он другой мужчина. Я понял ее, он, конечно - не я. Ну, что же, решили работать на «преодоление». Костя - антипод Максима. Слишком хороший человек, слишком правильный, такой хороший, что это раздражает. Мы и решили делать его таким, чтобы раздражал.

В принципе, «Питер ФМ» - это история двоих: Маши и Максима, Костя здесь третий и он исчезает в самый драматичный, переломный момент. Я конечно нафантазировал, как он переживет уход Маши, ведь это катастрофа всей его выстроенной, прожитой уже у него в голове жизни. Но зритель этого не увидит. А может и увидит, если фильм будет Jуспешным, и мы тогда снимем продолжение

Про героя времени

Герой нашего времени, я думаю, должен быть, в первую очередь человеком социально успешным. У него должны быть деньги, чтобы он мог о них не думать и поехать, куда ему хочется, и девушку пригласить, куда она хочет. Он должен хорошо одеваться, ездить на нормальной машине. Но при этом у него должны быть и чувства, и эмоции, и обязанности. Заниматься благотворительностью, например, помогать людям, сострадать. И вообще он должен быть спокойным внутренне человеком, мужчиной.

Про Питер

Я очень предан городу, я петербуржец в третьем поколении. Мне в этом городе очень хорошо, а когда уезжаю, становится плохо, трудно. Ритм города нравится, может быть, он провинциальный, неспешный, но ведь в Воронеже, например, тоже свой, другой ритм. Нет, Москву я тоже люблю, но в ней я такой маленький, беспомощный, в ней все слишком быстро. В Питере спокойно и я очень рад, что стали показывать в кино, какой он есть на самом деле. У Оксаны он получился, этот мокрый асфальт! Знаете, я очень люблю весной, летом часов в 5-6 утра сесть в машину и проехать по набережным. Никого нет, две-три машины и поливалки. Они и делают асфальт такого специального цвета. Разведенные мосты… Город еще подсвечивать начали… я даже иногда специально не сплю до утра, чтобы все это увидеть.

Про случайности и потери

Мне кажется, все случайно. Я точно знаю, что живу в ожидании случайности, что все случится: и режиссер, и сценарий, и вдруг появится роль, появится фильм, после которого я скажу: «Все, Барабаш, ты можешь уходить из профессии…» Но я, безусловно, должен быть готов к такой случайности.

А к потерям я отношусь спокойно. Если какая-то вещь от меня уходит: телефон потеряется или машина разобьется, что же, это хороший повод купить другую или обязательно придет еще какая-нибудь вещь. Вернется. Если человек ушел - это больно, но назад я его, скорее всего, не приму. Боюсь боли.

Кирилл Пирогов

Про музыку, время и дебюты

Сложнее всего было, по-моему, подобрать для фильма современную, но не пустую музыку. Когда я стал заниматься музыкой к этому фильму, я впервые увидел кинопроцесс с другой стороны. Своим дебютом мне фильм назвать чрезвычайно трудно, потому что в создании музыки принимал участие не я один, это был коллективный труд с хорошо знакомыми мне музыкантами. Они делали аранжировку на все вещи и играли музыку сами: это Олег Фимкин и Саша Марченко. Они много работают и в кино, и с Еленой Камбуровой. Они всех друзей позвали своих, и мы «живую» музыку записывали.

В фильме «Питер FM» иногда появляется ощущение 60-х. Для меня музыка того кино - лучшая музыка, которая была когда-либо, потому что она связана всегда с историей и не самодостаточна, потому что не должна таковой быть.

Музыкой я занимаюсь с детства, но непрофессионально, была у нас студия в театре, мы играли джаз, много экспериментировали, играли на разных инструментах. Своего музыкального проекта у меня нет, все происходит скорее случайно.

Сам я, как и все, наверное, просто люблю хорошую музыку, я не слушаю что-то одно. Бывает великолепный джаз, которым я увлекался. Люблю Баха, Шуберта, это музыка, которая прошла века.

Про тексты и песни

Мне очень понравился сценарий, и я так понимаю, что он всем понравился, но по-разному. По-моему, это атмосферная вещь, кажется, что фильм соткан из ничего, и это-то и здорово, потому что такого кино сейчас критически мало. Когда мне предложили эпизод, я согласился и поехал. Вначале у моего героя были слова, но мы поняли, что они там не нужны. Что касается эпизода в машине, мы там поем песню, и песня тоже сама появилась во время съемок. Я даже и песни то не хотел, там и так все понятно, слова там не нужны, и хотелось, чтоб было как можно проще. Слова в кино несут сильную драматургическую нагрузку, если будут слова, будет акцент, а здесь есть течение, оно заходит, касается и уходит, дает какой-то импульс, и все. Все дело, мне кажется, в импульсе, который в этом кино есть.

Про Питер

В Питере я предпочитаю гулять. В Москве ведь мы не гуляем, а Питер такой странный город…

Про телефон-утопленник

Мобильный у меня однажды в Адриатическом море утонул. Лежал он на пирсе, с книжками вместе, и его захлестнуло волной. И все смыло. Мы потом ходили там под пирсом, как рыбаки, искали, и нашли его в конце концов.

Иван Гудков

Про свет и цвет

Основная задача, которая передо мной стояла - объединение интерьера и экстерьера, света внутри комнаты и света снаружи, это очень сложно было сделать. Когда мы со вторым оператором приехали во ВГИК перед съемками и спросили у мастеров, можно ли снимать в комнате так, чтобы за окном был виден город, чтобы было ощущение присутствия человека не в закрытом пространстве, а в городе, нам сказали, что это невозможно. Но, видимо, в силу молодости и благодаря энтузиазму мы не боялись решать такие задачи. Главное - не бояться.

Про газовые горелки и крыши

Во время съемок мы использовали очень много техники: телескопы, сложную макрооптику, все, что можно было добыть в Питере. Мы пытались придумать и привнести в изображение интересные эффекты. В самом начале фильма настраивается радио, и вот мы стояли перед камерой с газовыми горелками, делали пламя сильнее, слабее, чтобы изображение получилось «плывущим».

Я многое брал из японских комиксов, много ездил по городу на велосипеде, в метро, присматривался.

Часть трудностей была связана с тем, что многие сцены мы снимали на высоте: сцена с воздушным змеем на крыше, мастерская Макса, комната Маши, квартиры… В эфирке были огромные окна, нужно было, чтобы они были видны и изнутри и снаружи. Мы наняли скалолазов, и вот они лазали с нами по крышам. С аппаратурой. Осветители, конечно, - героические люди, выставляли на этих питерских крышах свет, меняли приборы. Я уверен, что если бы у нас были осветители постарше, они просто отказались бы работать. Очень многое было сделано на энтузиазме.

У нас был романтический продюсер - Лена Гликман. Я сейчас понимаю, какую ответственность взяли на себя Лена и Оксана, когда мы снимали сцену вечеринки в квартире Макса, фактически на крыше. Мы решили, что вечеринка должна быть достоверной, и действительно её устроили, при этом я снимал все с крыши противоположного дома, которая для этих целей, мягко говоря, не подходила - в Питере крыши все в аварийном состоянии.

Про Питер

Обычно Питер в кино получается очень мрачный. Мне кажется, это происходит оттого, что снимают в основном во дворах, в «колодцах». А нам хотелось сделать город более сказочным, светящимся и волшебным. Оксана Бычкова именно так его себе и представляет.

Снова про телефон-утопленник

До фильма «Питер FM» я мобильники терял, однажды даже в Волгу уронил, а после фильма - ни разу.

Игорь Коцарев

Про Питер и трамваи

Передо мной стояли две задачи - отразить старую архитектуру города, все эти лепные головы, карнизы, балкончики, необычные детали, парадные… И вторая, не менее важная, - показать современный Петербург, полный света и отражений. В городе очень много стекла и воды, в которых свет преломляется подчас весьма причудливо, хотелось совместить два этих образа в одном.

Когда уже фильм сняли, начали разъезжаться, оказалось, что у Ивана еще осталась пленка и мы с ним просто заходили с камерой в трамвай, садились и снимали проезды, отражения, солнце, дождь. Оператор у нас - поэт… Теперь уже трудно сказать, где именно в фильме использованы эти кадры, но они там есть и они добавляют изображению нечто неуловимое.

Про дебют

Для меня это был дебютный фильм, как для художника-постановщика и поэтому всё мне было интересно. Я горжусь этим фильмом, декорациями, мне дали воплотить все задуманные идеи. Я даже сыграл там маленькую роль менеджера салона лимузинов. Не было сложно - все свои вокруг, Оксана меня настроила, и мне даже понравилось.

Про бумажные домики

Очень помогли нам в Репинском училище. До сих пор не понимаю, как они решились, но все-таки дали нам несколько десятков дипломных проектов. Это огромные планшеты, на которых приклеены маленькие домики из бумаги, все очень хрупкое. Мы, конечно, старались их беречь. Такая готовность помочь - она многого стоит, и такие вещи случались в Питере очень часто.

Елена Гликман

Про дебют

Дебюты, с одной стороны - это замечательно: все горят, всем интересно, все относятся к работе очень неформально. Мы могли, например, позвонить среди ночи любому члену съемочной группы, актеру, попросить приехать - так профессионалу не позвонишь. Но поскольку мы дебютанты, у нас, конечно, было много проколов организационных. Нам постоянно приходилось выкладываться на полную катушку. Если, например, я приехала на площадку и выяснила, что у меня не хватает какого то реквизита, то я должна сама поехать, и в качестве реквизитора собрать нужное в совершенно незнакомом городе…

Про волну

И Маша и Максим нашли друг друга. Я думаю, у ребят получилось сделать так, чтобы каждый зритель, увидев их историю, захотел, чтобы герои были вместе. На одной волне. Название «Питер ФМ» именно отсюда. Это люди одной волны, они ведут себя одинаково, потому, что у них одни ощущения, одни вкусы, они понимают друг друга с полуслова, и поэтому им легко общаться, даже по телефону. Они одинаково ведут себя с этой бабушкой, которая просит пересчитать мелочь. Паша Боршак и Женя в сцене у метро, они не только одинаково одеты и оба ждут девушек в красных куртках, они там и двигаются одинаково, хотя их об этом никто не просил. Они простояли три минуты возле метро, а у них уже общая волна.

Про потери и никогда

Я не теряю мобильники никогда, но я два раза забывала телефон на площадке «Питер FM», и оба раза мне его вернули.

Помню про себя, что я, боящаяся высоты, постоянно гоняла ребят с крыши. Потом нашла альпиниста, который их проинструктировал. Кроме компендиума больше никто не упал.

Наверх...


PiterFM-003_normal
PiterFM-029_normal
PiterFM-057_normal
PiterFM-182_normal
PiterFM-183_normal
PiterFM-211_normal
PiterFM-407_normal
PiterFM-450_normal
PiterFM-491_normal
PiterFM-501_normal
piterfm01_500x
piterfm02_500x
piterfm03_500x
piterfm04_500x
piterfm05_500x
piterfm06_500x
piterfm07_500x
piterfm08_500x
piterfm09_500x
piterfm10_500x
piterfm11_500x
piterfm12_500x
piterfm13_500x
piterfm14_500x
piterfm15_500x
piterfm16_500x
piterfm17_500x
piterfm18_500x
piterfm19_500x
piterfm20_500x
piterfm21_500x
piterfm22_500x
piterfm23_500x